Завершилась реконструкция прибрежного квартала, прилегающего к бакинскому морскому вокзалу и ставшего частью Приморского парка.
В советские времена проспект Нефтяников начинался у площади Азадлыг (бывшая Ленина) и завершался в районе Баилова. Улица сливалась с Приморским бульваром и была фасадом города, его визитной карточкой.
В ХХI веке с приходом новых нефтяных технологий пропала необходимость содержать промышленные зоны Баку. Так началась генеральная реконструкция всего Приморского бульвара – ныне охраняемой береговой природной зоны.
Проспект Нефтяников решено было расширить, парадная магистраль растянулась и спасла центр от пробок, а пешеходы получили в свое распоряжение всю прибрежную зону. Территория Приморского парка увеличилась до десяти километров в длину, а в будущем рекреационную зону планируется протянуть через всю береговую линию города, от поселка Зых до мечети Биби-Эйбат.
«Территория Приморского парка увеличилась до десяти километров в длину»
Город-порт
История Приморского бульвара всегда была тесно связана с бакинским портом. Дело в том, что еще в середине XIX века ни проспекта Нефтяников, ни набережной как таковой не существовало – ее построили, когда возникла необходимость связать нефтяные промыслы на западе Баку с районом нефтеперегонных заводов на востоке. Сам бульвар был разбит благодаря усилиям инженера Мамедгасана Гаджинского лишь в начале ХХ века (в 2009 году он отметил 100-летний юбилей). До того прибрежная часть столицы пестрела многочисленными причалами и по сути представляла собой одну портово-торговую зону: здесь располагались представительства крупных нефтяных компаний, сновали рыбацкие суда, теснились лавки купцов, а пристани наводняли амбалы-носильщики.
Но уже тогда бакинцам нужна была общественная зона отдыха – место для встреч, прогулок и развлечений. И логично было разместить ее у воды. У порта отвоевали кусок территории, часть причалов снесли, рыбаков и торговцев потеснили. Сперва был благоустроен отрезок между причалом общества «Кавказ и Меркурий» и домом Сеида Мирбабаева – примерно от нынешнего Кукольного театра до площади «Азнефть». Здесь посадили деревья и кустарники, разбили цветники, оборудовали общественную купальню.
«Полумесяц» стал новой береговой доминантой наряду с колесом обозрения, Огненными башнями и площадью Флага»
К началу 1950-х длина Приморского бульвара составляла уже 2,7 километра. В 1960-е, после строительства нового морского порта, бульвар продлили до площади Азадлыг (Свободы) перед Домом правительства.
К тому времени с развитием туризма стал насущным вопрос пассажирских перевозок, и в конце 1960-х годов было решено построить морской вокзал. Его возводили одновременно с широкомасштабными работами по расширению и озеленению Приморского бульвара. Здание вокзала стало финальной точкой и логичным завершением западной части бульвара, протяженность которого составила уже 3,7 километра. В июле 1970 года состоялось торжественное открытие, в котором принял участие Гейдар Алиев. Морской вокзал стал новым символом города и образцовым памятником советского модернизма: чтобы не закрывать панораму Каспия, две из четырех стен зала ожидания сделали стеклянными.
В 2006 году вокзал отреставрировали, сохранив его исторический облик. А годом позже было решено перенести строительство нового бакинского порта в поселок Алят, чтобы улучшить экологию в центре столицы и расширить Приморский бульвар.
Образы и символы
Слово «порт», впрочем, в топографии города сохранилось: его имя получил квартал в западной части Приморского парка и примыкающего к нему проспекта Нефтяников. Сейчас о прошлом этих мест напоминает лишь длинный пирс, разрезающий бухту, а когда-то отделявший порт от города. С пирса новый архитектурный ансамбль открывается в своей целостности.
Популярная нынче урбанистическая концепция дружелюбного города подразумевает, что любая реконструкция должна идти с учетом привычек горожан и беречь историческое наследие места. Тотальное переустройство портовой зоны началось с решения сохранить здание морского вокзала. Сейчас старый символ Баку гармонично сочетается с новой архитектурой.
«Вертикальные струи воды украшают весь Приморский бульвар – дополняют фасад береговой линии, меняют высоту и цвет»
Новый небоскреб La Luna (отель Crescent), проект которого разработали всемирно известные компании Heerim и DSA Architects, расположился на искусственном полуострове напротив морского вокзала. Он стал новой береговой доминантой наряду с колесом обозрения «Бакинский глаз», Огненными башнями и площадью Флага. Здание выглядит как огромная арка, стоящая на водной глади Каспия. Этот образ отсылает к одному из символов Азербайджана – полумесяцу, изображенному на государственном флаге. Дугообразная конфигурация небоскреба не повлияла на его внутреннее пространство: с обеих сторон арка опирается на многоэтажные Восточную и Западную башни, которые создают дополнительный объем и служат основой для всей конструкции. Высота нового городского символа достигает 166 метров, но благодаря эргономичной форме Crescent Hotel не кажется громоздким. Отель соединен с берегом пешеходными мостами, а со стороны Каспия смотрится морскими воротами города.
На искусственном острове разбит парк. Чтобы разнообразить силуэт береговой линии, деревья и кустарники стригут так причудливо, что их геометрия может соперничать с очертаниями новых прибрежных зданий. Растения привезли из разных уголков мира: Италии, Турции, Ирана, Греции, а для регулярного полива этих зеленых диковин установили опреснители морской воды.
Рядом со зданием старого морского вокзала разместился торговый центр Crescent Mall: благодаря своей форме и низкой этажности он смотрится соразмерно советской архитектуре. Напротив появился новый, очень бакинский водный аттракцион – поющие фонтаны. Вертикальные струи воды украшают весь Приморский бульвар – дополняют фасад береговой линии, меняют высоту и цвет в зависимости от погоды и времени суток. Им вторят музыкальный фонтан напротив площади «Азнефть» и фонтаны проспекта Нефтяников.
Офисная башня бизнес-центра Crescent City высотой 210 метров выросла сразу за морвокзалом. Фасад по форме напоминает факел – таким образом здание вступает в своеобразный диалог с возвышающимися на востоке бульвара Огненными башнямии логично замыкает симметричную композицию Бакинской бухты. Небоскребу составляет пару 170-метровая башня жилого комплекса Crescent Place.
Архитекторы вместе с урбанистами планируют создать в Баку систему водного общественного транспорта, чтобы разгрузить основную автомобильную артерию города – проспект Нефтяников. Новый прибрежный квартал с развлекательными комплексами и широкой зеленой полосой станет частью пешеходного маршрута, который протянется вдоль моря через весь город и соединит Приморский бульвар с современными кварталами Белого Города. Чтобы эта историческая стыковка случилась, пришлось глобально
реконструировать Гагаринский путепровод – бутылочное горлышко столицы, где проспект Нефтяников соединяется с проспектом 8 Ноября. Сегодня на месте хронической пробки новая дорога, вдоль которой протянулись скверы и кафе. В перспективе здесь тоже появится пешеходная зона, а автомобильные потоки уйдут под землю.
В память об эпохе нефтяного бума, когда «Товарищество братьев Нобель» изменило эту часть города, решено сохранить фрагмент старинного нефтеперерабатывающего завода – свидетельство промышленной истории необычного района.
Вдоль всего Приморского парка ходит туристический поезд, останавливаясь у каждой достопримечательности. Скоро эти вагончики станут единственным общественным транспортом на береговой линии, притом полностью экологичным.
«Новый прибрежный квартал с широкой зеленой полосой станет частью пешеходного маршрута, который протянется вдоль моря через весь город»