Рупа Пеммараджу: ценность мастерства

Как представляют себе традиционную индийскую одежду в западном мире? Калейдоскоп ярких красок, переплетение узоров, затейливые вышивки нитками и бисером… Именно такие вещи создает дизайнер Рупа Пеммараджу – и это удивительная история про ремесло, ручной труд и наследие предков.

Пеммараджу родилась и выросла в индийском Бангалоре. Интерес к созданию одежды она унаследовала от бабушек и дедушек. «Они никогда не ходили в магазин за готовыми вещами, – вспоминает она. – Бабушка сама создавала свои сари: срезала цветы из сада, подбирая по оттенкам, а затем отдавала друзьям-ткачам из нашей общины. Тогда деньги действительно доставались тому, кто усердно трудился».

Идея гармоничного творческого обмена внутри ремесленного сообщества побудила Рупу погрузиться в сферу искусства и моды. В колледже она изучала изобразительное искусство и начала карьеру в Tommy Hilfiger, а в 2005 году переехала в Австралию и получила степень магистра в области моды и текстиля. Именно там и появился ее именной бренд Roopa Pemmaraju – первая коллекция увидела свет на Неделе моды в Сиднее в 2012 году. Готовя ее, Пеммараджу вдохновлялась искусством коренных народов Австралии, наладила сотрудничество с местными художниками. По их эскизам индийские мастера сшили все 26 образов из натуральных хлопка и льна.

Изучая цепочки поставок, дизайнер поняла, что многие модные бренды, производящие вещи в Индии, рассматривают местных ремесленников только как дешевую и неприхотливую рабочую силу. И ей захотелось обратить внимание модного мира на высококлассных мастеров, которые своими руками создают одежду в этой стране.

Все модные бренды, которые позиционируют себя как устойчивые, акцентируют внимание на экотрендах. Кто-то уделяет больше внимания экологической чистоте материалов и использованию вторсырья, другие минимизируют отходы и сокращают выбросы. У Roopa Pemmaraju в приоритете забота о людях, непосредственно создающих одежду.

«Для меня устойчивое развитие – в первую очередь про людей. Это поиск ответов на множество вопросов. Что представляет собой цепь поставок твоей марки? Кто в ней участвует? Как именно выращен хлопок? Как произведена ткань? В каких условиях работают мастера?.. Я рассматриваю ответственный бизнес как ответственность за весь производственный процесс, всю историю бренда, – объясняет свой подход Пеммараджу. – Конечно, борьба с глобальным изменением климата – важная тема, и нам она тоже близка. Но я видела, как люди попадали практически в рабство, потому что не могли достать еду для себя и близких. Устойчивый бизнес, в том числе модный, может дать стабильные средства к существованию отдельной семье или целому сообществу. Именно так мы как ответственный бренд можем принести в мир настоящее счастье».

separator-icon

Дизайнер сосредоточилась на создании сообщества ремесленников, в котором работники получали бы достойную оплату, а их труд был бы востребован в мировой модной индустрии. В достижении цели Рупе помогло знание местных языков (большинство индийских ткачей и швей живут в отдаленных районах страны и не знают английского), а также родственные связи. Например, искать мастеров помогала мать Рупы, по совместительству ее деловой партнер: у Пеммараджу-старшей были давно налажены отношения со многими ткачихами, а те, в свою очередь, порекомендовали своих знакомых и членов семей. «У нас есть 50 семей, в которых ткут поколениями, – говорит Пеммараджу. – Это не фабрика: мастерицы живут и работают у себя дома. Сотрудничая с нами, они могут оставаться в своей зоне комфорта, жить привычной жизнью».

Бережный подход к ремесленникам, конечно, отражается на конечной стоимости вещей. Впрочем, она не выходит за рамки западных брендов выше среднего сегмента. Предметы одежды Roopa Pemmaraju стоят от 400 до 2000 долларов, текстурная сумка с ручной вышивкой бусинами обойдется в 580 долларов, а вязаная панама из смеси шелка и шерсти – в 280. «Да, я знаю, что моя одежда дорогая. Мне бывает сложно объяснять людям почему: многие полагают, что раз вещи созданы в Индии, они по определению должны быть дешевыми. Меня просили выпускать более бюджетную одежду, но это невозможно, если заботиться о людях, которые ее производят».

Модель из коллекций Temple.

Еще один синоним Roopa Pemmaraju – «медленная мода»: бренд не гонится за объемами и прибылями, мастера работают в комфортном для себя темпе. «У меня нет склада, нет запасов товаров. Это один из моих основных принципов: мы производим продукцию только когда есть заказы, чтобы не тратить ткань зря», – говорит дизайнер.

У бренда нет и сезонных коллекций: в родной для Рупы Индии нет понятия сезонности одежды. При этом, как любое производство, имеющее дело с натуральными материалами, функционирование Roopa Pemmaraju завязано на природные циклы. Хлопок собирают неподалеку от мест обитания мастериц и ткут из него полотна на ручных станках – никаких больших промышленных машин. Шелк – из местных хозяйств, разводящих шелкопрядов. В дело идут также смешанные волокна из хлопка и шелка и переработанный хлопок.

Принты наносят на материал натуральными красителями методом ручной блочной печати: рисунок вырезан на деревянных дощечках-штампах. Некоторые вещи украшены бисерной вышивкой: эта традиция появилась в Индии в эпоху правления Великих Моголов в XVI–XVIII веках и до сих пор остается одним из самых красивых и нарядных способов отделки.

separator-icon

Когда разразилась пандемия, Пеммараджу пустила всю имевшуюся в наличии ткань на выпуск защитных масок. Они оказались востребованы и подарили мастерам источник средств к существованию в кризисное время (а многим покупателям, надо полагать, здоровье). Почти 80 тысяч проданных масок помогли сохранить рабочие места более 200 человек.

Сейчас ремесленники Roopa Pemmaraju снова заняты не только масками, и Пеммараджу с радостью берется за воплощение сложных и интересных идей. Бабушкины сари до сих пор остаются для нее источником вдохновения: дизайнер бережно хранит несколько экземпляров из местного хлопка и шероховатого «мокрого» шелка ручной работы.

«Для меня Roopa Pemmaraju – это сочетание двух эстетик, восточной и западной»

Модель из коллекций Temple.

«Больше всего меня вдохновляют струящаяся одежда и драпировки индианок, – говорит дизайнер. – Я стараюсь в каждой коллекции воспроизвести наши роскошные ткани, плавные силуэты и красочные принты – только с западным оттенком, чтобы мою одежду могли носить женщины по всему миру. Для меня Roopa Pemmaraju – это сочетание двух эстетик, восточной и западной».

Одежда Roopa Pemmaraju не про модные тенденции: она вневременная, самобытная и уникальная, помнящая тепло рук ремесленников, которые трудились над каждым стежком. В ближайшем будущем Рупа надеется запустить линию вещей для дома и интерьера: благодаря ей она сможет поддерживать не только индийских мастеров, но и ремесленные общины во Вьетнаме, Мексике и Африке. Пеммараджу убеждена: предметы, которые нас ежедневно окружают, будь то прекрасное платье или уютное покрывало на кровати, способны внести свой небольшой, но важный вклад в улучшение мира. Последний спасет не только и не столько красота как таковая, но то, каким образом эта красота появилась на свет.

Модели из коллекций и Night Bloom.
Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»