Фотохроника Баку: до нефтяного бума
Поль Надар. Баку, 1890. Главный фасад здания вокзала конечной остановки поезда линии «Закавказье». Фото: Азербайджанский национальный музей искусств

На выставке французских фотографов Поля и Феликса Надаров бакинцы увидели снимки столицы Азербайджана конца XIX века, а также портреты парижских знаменитостей того времени.

Экспозиция в Азербайджанском национальном музее искусств включила в себя более 70 кадров из исторической серии Поля Надара «Одиссея в Туркестан». Это своеобразный отчет о долгом путешествии фотографа по региону: всего он насчитывает примерно 1200 кадров и считается одним из первых больших фоторепортажей в мире. Специально для выставки были сделаны отпечатки с оригинальных негативов, хранящихся в фотоархиве мультимедийной Библиотеки архитектуры и наследия при министерстве культуры Франции.

Поль Надар. Баку, 1890. Покрытые платком женщины на улице, граничащей с крепостными стенами. Фото: Азербайджанский национальный музей искусств.

Поль Надар отправился в этнографическую экспедицию в Закавказье и Среднюю Азию в 1890 году по приглашению Международной компании спальных вагонов и знаменитых европейских экспрессов. В августе он прибыл на «Восточном экспрессе» в Константинополь, затем по Черному морю добрался до Батума, посетил Тифлис, а оттуда на поезде приехал в Баку. В столице Азербайджана француз провел всего полдня, после чего сел на пароход, пересек Каспий и отправился дальше, в Туркестан.

Поль Надар. Баку, 1890: Минарет мечети. Фото: Азербайджанский национальный музей искусств.

В поездку он взял камеру Eastman Kodak, использовавшую революционную на тот момент желатиносеребряный метод. Он фотографировал улицы и людей на них: бродячих торговцев, казаков, моряков, прогуливающиеся семьи, играющих детей. Его работы – удивительные документальные свидетельства того города, каким он был до нефтяного бума. Мы видим Старый город, Шемахинские ворота, Дворец Ширваншахов, минарет, Девичью башню, новое тогда здание вокзала Закавказской железной дороги, гавань и деревянный пирс.

«Поль Надар смог добиться очень высокой четкости кадров. Технически фотографии безупречны: выражения лиц, особенности одежды того времени, мельчайшие архитектурные элементы можно разглядеть не менее отчетливо, чем на снимках наших современников. И уж точно француз превзошел последних в искренней любознательности, с которой снимал своих героев», – говорит куратор выставки Кенуль Рафиева.

Поль Надар. Баку, 1890. Портрет двух женщин. Фото: Азербайджанский национальный музей искусств.

Наряду с фото из экспедиции на выставке было представлено несколько портретов, снятых отцом Поля Надара: кстати, сам Поль до своего закавказского путешествия был известен как талантливый портретист, продолжающий семейное дело. Гаспар-Феликс Турнашон, по прозвищу Надар, – знаковая фигура в истории фотографии. Художник, карикатурист, театральный драматург и неутомимый авантюрист, в 1858 году он сделал первый в мире снимок с воздуха, поднявшись над Парижем на воздушном шаре. Однако наиболее известны фотопортреты литераторов и театральных звезд, с которыми он дружил: Жюля Верна, Виктора Гюго, Александра Дюма-старшего, Жорж Санд, Сары Бернар. Слава отца затмевала все заслуги сына: случалось даже, что наиболее удачные работы второго приписывали первому.

«Поль Надар долгое время оставался в тени знаменитого отца, его имя было незаслуженно забыто. Франция начала приобретать негативы Надаров с 1950-х годов, а к концу века специалисты заострили внимание на творчестве Поля, и в 2007 году вышла книга «Одиссея Поля Надара в Туркестане». Чтобы показать историю фамилии Надар в мировой фотографии, а также творческое становление Поля, мы дополнили выставку фотографиями его отца Феликса», – объясняет куратор.

Посетители выставки могли также посмотреть фильм о бакинском вояже француза. Он смонтирован из кадров Надара-младшего и дополнен фактами, которые Кенуль Рафиева и историк Рустам Гусейнов обнаружили в архивах.

Поль Надар. Баку, 1890. Вид на порт. Фото: Азербайджанский национальный музей искусств.
Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»