Художников из разных стран мира собрали в бостонском проекте Objects in Flux
Invert. 2014. Фаиг Ахмед

Произведение Фаига Ахмеда Invert представлено в Художественном музее Бостона в экспозиции Crafted: Objects in Flux – проекте, собравшем работы около 30 художников из разных стран. 

Название выставки переводится как «Рукодельное: предметы в движении» – и «движение» здесь ключевое слово. Взаимодействие между искусством, дизайном и традиционным ремеслом, то, как вещи из бытовых предметов превращаются в маркеры стиля, объекты идеологии, художественного высказывания, при этом не теряя своей «вещности», – вот что интересует создателей выставки и ее участников.

Американка Норвуд Вивиано из Мичигана использует стекло, совмещая его с 3D-печатью, аэрофотосъемкой и научными технологиями светодетекции, – в результате получаются сюрреалистические и предельно детальные пейзажи американских городов. Датчанка Астрид Крогх делает текстиль главным героем целых спектаклей с тщательно срежиссированной световой партитурой: ее объекты начинают жить собственной жизнью, в которую может войти и примерить на себя зритель.

Бакинец Фаиг Ахмед участвует в выставке с работой Invert, созданной в прошлом году. Произведение очень типично для Ахмеда: уже много лет его любимая тема – традиционные азербайджанские ковры, среди которых он вырос и которые стали для него и любимым материалом, и языком самовыражения, и полем для бесконечного эксперимента. В Invert два ковра как бы наложены друг на друга: снизу узорный бордовый, а сверху полупрозрачный голубой, который обрывается посередине и словно стекает вниз каплями и потеками. Будто летнее небо пролилось на разложенный во дворе ковер – или будто кислота разъедает веками повторяющийся узор.

Ахмед не дает зрителю однозначного ответа: каждый должен решить для себя, о чем эта работа – о продолжении традиции или о ее разрушении. В этом смысл искусства: каждый видит в произведении свое и осмысливает по-своему.

Mining Industries: Prudential Center. 2015. Норвуд Вивиано

Фаиг Ахмед чего только не делает с коврами и национальным орнаментом: комбинирует, растягивает, сжимает, скручивает в спирали – и всегда ему удается сказать о чем-то, что лежит по ту сторону орнамента и стоит у него за спиной: о родине и о том, как современный человек тоскует по покинутому дому. Сам Ахмед говорит: «Я исследую древние традиции, культы и культуры, провожу собственные изыскания и в процессе создаю произведения искусства. Мои ковры, инсталляции и вышивки – результаты этой игры. Невероятно интересно наблюдать, с какой легкостью старинные привычные вещи обретают новую жизнь. Я влюблен в текстиль, а еще мне интересен орнамент. Узоры на ткани существуют во всех культурах, иногда они похожи, а иногда очень разные. Я считаю, что орнамент – как слова и фразы: можно его прочесть и перевести на понятный нам язык».

separator-icon
Ikat II. 2011. Астрид Крогх
Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»