Вселенная Насими: фестиваль искусства, науки и творчества
Памятник Насими в Баку. Фото: Адыль Юсифов

В Азербайджане впервые прошел грандиозный Фестиваль Насими, охвативший все сферы искусства, науки и творчества.

«Я – крупица, я – светило…» – эти строки из стихотворения «В этот мир я не вмещусь» (Məndə sığar iki cahan mən bu cahana sığmazam) великого Имадеддина Насими стали слоганом Фестиваля поэзии, искусства и духовности имени первого азербайджанского поэта. Проект длился четыре дня и вместил в себя почти 30 различных мероприятий. Выставки, конкурсы, концерты, лекции, спектакли, перформансы и шоу, прошедшие на самых разных площадках Баку и Шемахи – от Центра Гейдара Алиева и Дворца Ширваншахов до Музея каменной летописи и Бакинского медиацентра, Музея ковра и Приморского бульвара, – стали яркими частями сложной многокрасочной мозаики – крупномасштабного культурного события.

Вице-президент Фонда Гейдара Алиева Лейла Алиева в архитектурном комплексе Атешгях. Фото: Адыль Юсифов

Объединенные идеями великого поэта и мыслителя средневекового Востока современные писатели, музыканты, художники, ученые и педагоги из десятков стран собрались в Азербайджане, чтобы выразить свою любовь и уважение к Насими и готовность сохранять и популяризировать провозглашенные им духовные ценности.

Фестиваль, организованный Фондом Гейдара Алиева при поддержке Министерства культуры Азербайджана, начался в Шемахе, городе, в котором предположительно родился мыслитель. Доподлинно неизвестно, на самом ли деле именно здесь появился на свет будущий философ и основатель азербайджанской поэзии. Но доказано, что на шамахинской земле похоронен брат Насими – поэт Шахандан; его именем названо местное кладбище. Сохранившийся восьмигранный каменный мавзолей XVII века теперь не только историко-архитектурный памятник, но и место паломничества почитателей Насими.

В день открытия фестиваля мавзолей посетил потомок поэта – Мухаммед Джовед Насими, впервые приехавший в Азербайджан из Сирии. Именно на Ближнем Востоке, в сирийском Алеппо жизнь Насими трагически оборвалась. Гонимый за пропаганду идей хуруфизма, Насими был арестован, приговорен к смертной казни и принял мучительную смерть. Там же, в Халебе, он похоронен – его тело бросили в общую могилу. О порядке и чистоте на месте захоронения Насими теперь заботятся наследники великой фамилии, в том числе Мухаммед Джовед Насими. Он стал почетным гостем фестиваля и на открытии отметил, что «счастлив быть на родной земле предков, чувствовать себя настоящим азербайджанцем». «Для нашего рода это большая честь, и, вернувшись в Сирию, я обязательно расскажу всем об этом замечательном празднике поэзии и искусства. Увиденное мною говорит о древней культуре Азербайджана, традициях мультикультурализма и толерантности, которые свидетельствуют о величии азербайджанцев и мудрой политике руководства страны», – сказал Мухаммед Насими.

Потомок поэта Мухаммед Джовед Насими. Фото: Центр Гейдара Алиева

В этот же день у памятника Насими в центре Шемахи министр культуры Абульфас Гараев официально провозгласил открытие фестиваля. Поприветствовав гостей на родине поэта, он подчеркнул, что фестиваль организован по инициативе вице-президента Фонда Гейдара Алиева Лейлы Алиевой, и отметил, что «Насими является одним из основателей хуруфизма, вписавшим свое имя в историю исламского мира». Выступление знаменитого исполнителя мугама, народного артиста Алима Гасымова и его дочери, заслуженной артистки Ферганы Гасымовой поддержало торжественную атмосферу. 

Лейла Алиева на открытии выставки LiveLife. Слева: Чарльз Покок, представитель Barjeel Art Foundation, справа: исполнительный директор Фонда Гейдара Алиева Анар Алакбаров, советник фонда по вопросам культуры и искусства Эмин Мамедов. Фото: Адыль Юсифов
Министр культуры Абульфас Гараев рядом с работой Лейлы Алиевой «Жизнь». Фото: Адыль Юсифов
Выставка LiveLife. Фото: Адыль Юсифов

Бунтарь, философ, гуманист Насими воспевал величие человека. Поэт был убежден, что Бог есть в каждом, и твердо верил, что человек суть центр мироздания: «Я небосклон, я все планеты, и Ангел Откровенья я»; «Что Бог во мне и сам я Бог – я говорю». Насими писал на фарси, арабском и азербайджанском языках лирические газели, философские рубаи и впервые в истории диваны на пять тысяч строк, ставшие национальным типом стихосложения, поэтому он по праву считается отцом поэзии Азербайджана. 

«Поэт был убежден, что Бог есть в каждом, и твердо верил, что человек есть центр мироздания»

Среди мероприятий в рамках фестиваля литературные собрания заняли особое место. Например, финал конкурса молодых поэтов «Слово», прошедший в селе Мейсари Шемахинского района. Семнадцать совсем юных финалистов вдохновенно и трогательно читали свои произведения, посвященные Насими или написанные в классической манере средневекового поэта. Пятеро из них стали лучшими и получили награды из рук вице-президента Фонда Гейдара Алиева Лейлы Алиевой в день закрытия фестиваля в Бакинском медиацентре.

Поэтическое наследие Насими, его творчество в контексте современности, значимость творений великого поэта для мировой литературы обсуждали в рамках фестиваля в разной форме и на разных площадках. В недавно открывшемся Бакинском книжном центре насимивед Саадат Шихиева в своей лекции подняла тему назире (подражания) стихотворениям Имадеддина Насими, которое получило распространение почти сразу после его смерти. Немецкий ученый Михаэль Хесс много лет занимается изучением творчества Насими и пытается сквозь призму философии поэта найти ответы на вопросы современности, о чем он прочитал лекцию «Осознание Насими в современном контексте» в Центре Гейдара Алиева. А академик Рафаэль Гусейнов рассказал о круге влияния наследия Насими и о работе, проведенной в советский период в преддверии 600-летия философа. «Насими очень глубоко вникал в мысли человека и оказал большое влияние на дальнейшую литературу. Насими был мыслителем, создавшим модели мышления», – отметил Гусейнов.

В Шемахинском историко-краеведческом музее. Фонд Гейдара Алиева подарил музею три уникальные гравюры XVII века. Фото: Центр Гейдара Алиева
Академик Рафаэль Гусейнов в Бакинском книжном центре. Фото: Центр Гейдара Алиева
Международный пункт этичного дизайна «Чувствительная мода» в селе Мейсари Шемахинского района. Фото: Центр Гейдара Алиева

Поэзия Насими – это не только программные заявления в рамках пропагандируемой им идеологии, но и лирика, проникновенная любовная песнь Востока. «Кто светом осенил твою главу / И глаз твоих лукавых синеву? / Твои уста так сладки, что невольно / Стыдятся те, кто делает халву». На Фестивале поэзии, культуры и духовности Насими исполняли музыку, созвучную творениям выдающегося мастера слова, с использованием или по мотивам его произведений. В Центре Гейдара Алиева зал заворожили новые авторские разработки на композиции великого азербайджанского музыканта XIII–XIV веков Абдулгадира Марагайи для ансамбля старинных музыкальных инструментов «Отзвук веков» при Азербайджанской национальной консерватории, а также «Легенда о Насими» композитора Фикрета Амирова и песня «Молитва», написанная на слова Насими заслуженной артисткой Азербайджана Тунзалей Агаевой. Известный британский исполнитель азербайджанского происхождения Сами Юсиф покорил публику исполнением мугама и народной Sarı Gəlin. В тот же вечер в Зале камерной и органной музыки в древней кирхе заслуженные артисты Азербайджана Раин Султанов и Исфар Сарабский представили проект «Цикл». А днем позже в Музее каменной летописи звучал мугам попеременно с ультрасовременной электронной музыкой в оригинальном проекте «Бахарийя» с участием известного ханенде, заслуженного артиста Тейюба Асланова. Объединить музыку и поэзию удалось авторам спектакля «Мярхаба!», который стал украшением церемонии закрытия фестиваля, прошедшей в Бакинском медиацентре.

Фестиваль искусств «Девичья башня» в Ичери шехер. Фото: Адыль Юсифов
Фестиваль искусств «Девичья башня» в Ичери шехер. Фото: Адыль Юсифов

Будучи истинно верующим, Насими объединял вокруг себя ученых, музыкантов, талантливых людей, проповедуя свободу, выступая против насилия над личностью, призывая отказаться от условностей и религиозных догм. Современные авторы на фестивале попытались выйти за собственные творческие границы. Так, немецкий композитор Карлхайнц Штокхаузен предложил музыкантам неожиданную форму произведения: он написал тексты, прочтя которые музыканты из Азербайджана, Гвинеи, Японии, Бельгии и Австрии, играющие в совершенно разных жанрах и на разных инструментах, импровизировали, вдохновившись. Проект получил название «Из семи дней» и был представлен в древней части Баку – Ичери шехер на площади перед Дворцом Ширваншахов. 

Вечер духовной музыки с участием Сами Юсифа. Фото: Центр Гейдара Алиева
Музыкальный проект «Бахарийя». Фото: Центр Гейдара Алиева

Еще один лозунг Фестиваля Насими – «Превосходя себя» – отражает философские воззрения мыслителя, его убеждение в том, что человек – высшее и совершенное создание, а возможности личности безграничны. Выступление в Приморском национальном парке инклюзивной танцевальной группы Dance Ability (ее участники – танцоры с ограниченными возможностями) стало ярчайшим тому подтверждением.

История жизни Насими, яркая и наполненная смыслом, сама по себе благодатная тема для творчества, не раз становившаяся сюжетом драматических произведений. Поэтесса Лейла Бегим и кинорежиссер Ефим Аврамов представили в Центре творчества Максуда Ибрагимбекова премьеру иммерсивного спектакля «Иммолатио» («Жертвоприношение»), в основу которого легла пьеса, посвященная двум великим мыслителям, родившимся в одно и то же время в разных частях мира, – Имадеддину Насими (1369–1417) и Яну Гусу (1369–1415). Объединяло их не только время: оба отстаивали сохранение и развитие родного языка. По сюжету, студенты Пражского университета исследуют творчество Насими и Яна Гуса, стремясь найти в высказываниях гениев обращение к ним, людям XXI века.

Танцевальная группа DanceAbility. Фото: Адыль Юсифов

Сеид Имадеддин Насими был безусловно романтиком, и ничто так не вдохновляло его, как красота окружающего мира. В ней он видел единственно верный путь к познанию жизни: «Если хочешь ты скрытые тайны узнать, / Если хочешь проникнуть в ничто, / Ароматы цветов пусть расскажут тебе о начале миров и вещей».

Под эгидой Фестиваля Насими в Археолого-этнографическом музейном комплексе «Гала» 20 скульпторов из 17 стран презентовали свои работы, посвященные великому поэту, в рамках Международного симпозиума скульптуры «Песня камня». Там же открылась VII Международная выставка «От отходов к искусству», организованная ОАО «Чистый город» по инициативе Фонда Гейдара Алиева при поддержке Общественного объединения IDEA, Управления историко-архитектурного заповедника «Ичери шехер» и галереи искусств Q Gallery. Произведения искусства, как следует из названия экспозиции, созданы из бытовых отходов, и основная цель их демонстрации созвучна идеям гуманизма и любви к природе, воспетой Насими и получившей современное прочтение: привить людям понимание важности сохранения чистой окружающей среды. Продолжением экологической темы стал проект «Раскрывающаяся стена», вдохнувший новую жизнь в заброшенный склад в поселке Гала усилиями восьми местных и иностранных художников-урбанистов.

Вице-президент Фонда Гейдара Алиева Лейла Алиева и президент Baku Media Center Арзу Алиева на выставке «От отходов к искусству». Фото: Адыль Юсифов

Кроме LiveLife, в Центре Гейдара Алиева прошли еще две выставки: «Хуруфизм: искусство и идентичность» и «77 миллионов произведений живописи» британского музыканта Брайана Ино. А в день закрытия фестиваля индийская группа Himalaya Yoghis провела церемонию зажжения огня в архитектурном комплексе Атешгях.

Разнообразная, насыщенная культурологическими сенсациями программа фестиваля еще раз доказала, что мир, созданный Насими, огромен.

«Ароматы цветов пусть расскажут тебе о начале миров и вещей»

Насими
Закрытие фестиваля в Baku Media Center. Фото: Адыль Юсифов
Церемония зажжения огня в храме Атешгях. Фото: Адыль Юсифов
Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»