Выставка Нияза Наджафова открылась в Париже
Без названия (Натюрморт с арбузом, цветами и головой). 2022.

В центре Парижа, в Galerie Italienne недалеко от музея Лувр, открывается монографическая выставка Maler азербайджанского художника Нияза Наджафова.

Уже полтора десятка лет Нияз Наджафов живет в Париже – и постоянно дарит городу подарки. Он щедро расклеивает на стенах домов небольшие работы формата А5 без подписи: на них букеты цветов, и только они. Нияз даже смастерил специальную палку, чтобы дотягиваться как можно выше. Иногда он заходит в музеи, например в тот же Лувр, выбирает зал и оставляет там свой «букет».

Послание Наджафова простое: если цветок нравится, его срывают и забирают с собой.

При этом Нияз не уличный художник. Он целые дни проводит в мастерской, регулярно выставляется, его живописные холсты можно увидеть в штаб-квартире ООН, во Дворце Наций в Женеве, в Музее современного искусства Тренто и Роверето и во многих частных коллекциях. В одних только фондах Лувра хранятся две сотни его работ. А в 2008 году 40-летний бакинец стал участником первого Национального павильона Азербайджана на Венецианской биеннале. Трудно поверить, что путь Нияза к живописи был долгим и неочевидным: он бывший спортсмен, тренер сборной Азербайджана по борьбе и так и не получил профильного образования.

Многие полотна Наджафова – это гностическая, почти осязаемая констатация ужасов повседневности. При взгляде на них на ум приходят офорты Гойи из серии «Капричос», особенно знаменитый «Сон разума рождает чудовищ». Среди соотечественников, чье творчество ему близко, Нияз первым номером называет экспрессиониста-отшельника Ашрафа Мурада. Бесспорно, он также единомышленник Эгона Шиле, Фрэнсиса Бэкона, Люсьена Фрейда, Дианы Арбус, Бориса Михайлова.

Без названия (Голубая ваза). 2022.

Galerie Italienne подготовила для проекта Maler большую экспозицию. Кураторы Азад Асифович и Асли Самедова планируют создать этакий мини-музей Нияза Наджафова, выстроив соответствующую сценографию, благо пространство и площадь галереи позволяют. На 450 квадратных метрах разместятся полсотни работ в излюбленных жанрах художника: натюрморты, пейзажи и фигуративная живопись.

«Я просто маляр, относитесь ко мне как к маляру», – нередко говорит Наджафов, считая, что не вписывается в классическое представление о живописце. Своей пастозной техникой и щедрым мазком он создает динамичный рельеф, превращающий натюрморт в драматическое повествование. В дело идет не только холст, но и потертые доски, найденный на улице кусок оргалита, стекло. Даже когда художник пишет свои любимые абшеронские розы, которые очень любит публика, его интересуют в них прежде всего детали: то, как падают тени, как на холст ложится краска.

«Нияз – машина по созданию поверхностей и большой колорист, – говорит сокуратор выставки Азад Асифович. – Не учившись ни в одной академии, он остро чувствует цвет. В его голове существует теория цветов, сформированная насмотренностью и индивидуальным свойством глаза, и хотя его манера, конечно, интуитивна, в ней присутствует определенная логика. В этом смысле Нияз для меня – абсолютный агент ХХ столетия».

Большие художники всегда пристально изучают себя, и Наджафов не исключение: на выставке много автопортретов с характерной энергетикой. Будут и знаковые для художника потусторонние и макабрические фигуративные полотна. А в параллель к живописным опытам художника впервые будут представлены скульптурные – белоснежная поливная керамика: человеческие лица, перекошенные в гримасе страдания.

Без названия (Ночной лес). 2022.

Выставка продлится до 27 апреля 2023 года.

Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»