Выставка «Работа года. 2022» прошла в Музейно-выставочном комплексе Российской академии художеств «Галерея искусств Зураба Церетели» в Москве. Академики и члены-корреспонденты отделения скульптуры РАХ представили свои произведения, выполненные из самых разных материалов.
Большинство показанных на выставке арт-объектов отсылает наше воображение к тем или иным узнаваемым мотивам. Так, в работе Анатолия Смоленкова «У моря» мраморная фигура обнаженной девушки, выжимающей мокрые волосы, напоминает античный рельеф с изображением Афродиты, рождающейся из моря. Ощущение древности, архаичности сочетается с впечатлением от прекрасного женского тела и водной стихии. Море здесь не только в струящихся и волнами сбегающих длинных волосах «богини любви», но и в ее устремленном куда-то за горизонт взгляде – море у нее в глазах.
Обращением к давней и по-прежнему живой культуре отмечена и работа Алексея Благовестнова «Русская античность»: лежащая на столе голова римской статуи схвачена наушниками с двумя банками из-под кока-колы. Языком классики и современных реалий скульптор говорит о важных вещах: прошлое и настоящее, традиция и новизна, повседневное и вечное прочно сплетены. Концептуальность произведения вовлекает зрителей в поиски заключенного в нем смысла, предоставляя свободу для интерпретации.
Еще один отсыл к античности возникает в скульптурной группе Сергея Мильченко «Купидон предлагает ангелу пострелять из лука». Она принадлежит к своего рода серии, объединившей работы под общим названием «Трудно быть ангелом». Человечек современного облика с крылышками за спиной сидит возле статуи античного бога любви и удивленно смотрит на него. Два персонажа символизируют не две большие культуры – здесь важны легко узнаваемые образы даже в непривычном, осовремененном воплощении, в коем показан ангел, и их молчаливый, но выразительный диалог. Этот диалог становится и разговором со зрителем о жизни, любви, человеке.
Христианские мотивы – неиссякаемый источник вдохновения для современных скульпторов. Это продемонстрировала работа Марии Бургановой «Дарование книги». Мощное духовное начало выражено здесь при помощи пластической экспрессии, достигнутой весьма интересным способом: автор соединил особенности западноевропейской средневековой скульптуры с сего-дняшним художественным языком – в первую очередь анимации.
Традиционное и новаторское в неразрывном единстве – опознавательный знак еще одного скульптора, Даши Намдакова. В экспозицию вошли две его работы. «Усть-Орда», названная так по населенной бурятами территории вблизи Байкала, воплощает образ невесты, сидящей на коне. Она грустна: отпущены поводья, безвольно висят руки, спрятанные в длинных рукавах одеяния, – девушка расстается с мечтами юности и вот-вот станет замужней дамой. Задумчиво-созерцательное состояние героини соединено здесь с красотой окружающего ее простора – не показанного, данного нам в ощущении. Похожим настроением – воспоминания, расставания, размышления – пронизана и фигура старого воина в другой, одно¬именной, работе. Тема степи, ее многообразной и особой жизни – главная в искусстве Намдакова – воплощена здесь не только в привычных восточных мотивах: в бронзовой пластике этого художника почти всегда чувствуется влияние кинематографа, для которого он также работал. Обращаясь к мотивам и героям бурятской культуры, скульптор видит их глазами современного художника, прекрасно знающего искусство прошлого и настоящего, восточное и западное. «Я не придумывал специально такой язык, который был бы интересен и на Западе, и на Востоке, – говорит Даши Намдаков. – Это мое естественное состояние».
Все накопленное в скульптуре за предыдущие столетия сегодня органично входит в творческое пространство больших мастеров. Пример – работа из серии «Египет» Айдына Зейналова.
«Древнеегипетская культура, – рассказывает он, – это архаический и бесконечно притягательный мир. Я люблю темы, сюжеты, образы, являющиеся архетипическими для сознания культурного человека. С древним искусством Египта я познакомился еще в детстве, когда жил в этой стране с родителями, которые там работали. Позднее, уже взрослым, объехал весь Ближний Восток и хорошо узнал его сложную, противоречивую и безумно интересную жизнь. А впечатления от поездок отразились у меня в нескольких сериях, работа оттуда и представлена на выставке».
Скульптурная группа состоит из трех фигур: два юноши с головами соколов, напоминающие божество из древнеегипетского пантеона Гора, и девушка с головой собаки, похожая на богиню Инпут, женское воплощение Анубиса. Фигуры, выполненные в стилистике египетского искусства, при ближайшем рассмотрении оказываются уменьшенными изображениями современных манекенов. У их ног – крупные плоды граната, один расколот, являя спелые зерна. Зейналов рассказывает, что движется в реализации идеи не столько от смысловой подоплеки, сколько от возможностей пластического решения, которое определяет и выбор символики. Символики, заметим, единой с пластикой, цветом, композицией, отчего в скульптуре появляются простота и сложность одновременно. Зритель получает большой простор для понимания произведения, причем не только на визуальном уровне. Мы привыкли, что скульптура статична, таково одно из ее главных качеств. А персонажей египетской серии можно и нужно трогать: двигать их руки и ноги, поворачивать головы.
«Получается контактная вещь, которая воспринимается более непосредственно и живо», – объясняет Зейналов.
Не только осязательный, но духовный, интеллектуальный контакт со зрителем, привлечение его к сотворчеству присущи всем экспонатам выставки. Это разговор, который ведут с нами художники. Ведут на уровне наших и авторских размышлений, воспоминаний и даже снов, причем снов культурных, в которых возникают Леонардо да Винчи на велосипеде, выходящая из морской пены Венера или ангел, слетающий с небес и дарящий знание.