На киностудии «Азербайджанфильм» восстановили кабинет кинорежиссера Расима Оджагова

Мастер высокого класса, Расим Оджагов сперва снял несколько полнометражных кинокартин (в их числе знаменитая «В этом южном городе») как оператор. Затем переквалифицировался в режиссеры и стал автором 12 фильмов, среди которых грустный, лирический «День рождения», философский «Парк», трагический «Другая жизнь», пронзительный «Перед закрытой дверью» и, конечно, «Допрос» – нашумевшая драма о коррупции, вышедшая на экран в 1979 году!

Он называл себя «советским режиссером азербайджанского происхождения». Вдохновляясь классиками итальянского неореализма, снимая не только азербайджанских корифеев, но и Александра Калягина, Родиона Нахапетова, Евгения Лебедева, Лию Ахеджакову, Оджагов создавал настоящее национальное кино: органичное, вдумчивое, искреннее.

Творчество Расима Оджагова очень дорого азербайджанцам, как дорога и память о прекрасном режиссере, операторе, человеке. На родине мастера, в Шеки, недавно открылся Центр детско-юношеского творчества имени Расима Оджагова. Здесь дети будут заниматься музыкой, живописью, народно-прикладным творчеством, танцами и обязательно – фотографией. Ведь когда-то именно со съемок любительской фотокамерой начался путь Оджагова в большое кино.

В Шеки же прошло награждение победителей творческого конкурса «Шеки, я люблю тебя», приуроченное к 85-летнему юбилею режиссера. За победу в номинации «Лучший короткометражный художественный фильм» был награжден Таир Алиев, за лучшие работы в номинации «Лучший короткометражный документальный фильм» награды получили Рашад Гасымов и Таджеддин Гулиев, а авторами лучших фоторабот были названы Азер Джафаров и Нигяр Пиримова.

К юбилею также был приурочен выход подарочного набора DVD «Золотая коллекция кинорежиссера Расима Оджагова» с 12 режиссерскими работами мастера: от дебютного «Мстителя из Гянджабасара» (1974) до «Комнаты в отеле» (1998), а также книги «Расим Оджагов. Интервью, воспоминания, рецензии, статьи», в которой собраны кадры из фильмов, редкие фото со съемочной площадки, из семейного архива, многочисленные публикации о режиссере.

– Главное, что сделал Расим Оджагов, – привнес на азербайджанский киноэкран больное сердце, – считает киновед Аяз Салаев. – Все его герои испытывают внутренний дискомфорт, стремятся переехать, поменять свою жизнь, но им не удается, отчего конфликт заканчивается гибелью героя. Может быть, впервые в азербайджанском кино Расим Оджагов поднял тему «нового разочарования». Предыдущее поколение показывало разочарование советской системой. Мы думали, что за железным занавесом рай. А кинокартина «Комната в отеле» Оджагова стала одним из немногих в постсоветском кино, где показано это новое разочарование: и за рубежом нет той благословенности, о какой многие мечтали. Жизнь вообще не рай. В этом, наверное, главный посыл Оджагова.

«В основном у меня герой терпит поражение, – говорил сам Оджагов в телефильме «11 эпитетов Расима Оджагова». – И в «Допросе» следователь Сейфи проиграл сражение. Может быть, это не совсем верно, но я убежден, что порядочным, честным людям очень тяжело жить. И сегодняшний Сейфи тоже проиграл бы любое сражение в борьбе за правду. Ничего бы у него не получилось... Мои герои – в основном порядочные, положительные люди, а порядочному человеку и в царское время, и при коммунистическом режиме, и сегодня – всегда – тяжело жить».

На съемках фильма «Допрос». Актеры Гасан Мамедов и Александр Калягин, 1979 г.
На съемках фильма «Допрос». Актеры Гасан Мамедов и Александр Калягин, 1979 г.

В конце минувшего года на экраны вышел документальный фильм о Расиме Оджагове «Последующая жизнь», снятый режиссером Джавидом Имамвердиевым. В нем автор попытался представить, как сложились судьбы некоторых героев Оджагова. По режиссерскому замыслу, об этом говорят с экрана они сами: Фахраддин Манафов, Ирина Купченко, Расим Балаев, Гаджи Исмайлов и другие актеры размышляют о своих персонажах, а то и снова воплощаются в них.

– Я смотрел фильмы Расима Оджагова буквально с детства, из них состояло взросление моего поколения, формирование миропонимания, – говорит Джавид Имамвердиев. – Но и герои Оджагова тоже жили с нами на одних улицах, мы узнавали в них друзей, знакомых. Поэтому фильмы Оджагова до сих пор нам всем близки и дороги. И поэтому я придумал историю с продолжением. Возможно, Расим муаллим с этим не согласился бы, но жизнь продолжается, и его герои по-прежнему живут вместе с нами... А еще для меня очень важно, что фильм «Последующая жизнь» создан под эгидой студии «Оджаг», которую основал Расим Оджагов и на которой снял свои последние картины. Таким образом, мы не только сделали фильм о Расиме Миркасумовиче, но и продлили жизнь его студии.

– Если меня спросят, чем отличался Расим от других режиссеров, – вспоминает в «Последующей жизни» народный артист РСФСР Александр Калягин, – я бы сказал так: любовью к тем, с кем он работал. Я видел, как он относился к азербайджанским актерам, с какой тактичностью, мягкостью, доверием. Он разрешал пробовать, провоцировал наши творческие поиски.

– Мудрый, спокойный, рассудительный... – говорит там же народная артистка РСФСР Ирина Купченко. – Когда снималась в фильме «Другая жизнь», я была очень молодой, и все, что Расим говорил, было так взвешенно, значительно, что не вызывало желания поспорить. Он был большим авторитетом. И очень приятным человеком, очень обаятельным, дружелюбным. Это была не просто вежливость, это от души шло.

Кабинет Расима Оджагова на киностудии «Азербайджанфильм» – небольшая комната с одним окном: стол режиссера, лампа, тумбочка, бывалая кинокамера Arriflex, кресла, неизменная пачка табака, трубки, пепельница и, разумеется, фотографии со съемочных площадок, кадры из лучших фильмов. Открытие этой памятной комнаты – начало большого проекта, который затеяли на киностудии.

Директор «Азербайджанфильма» Мушфиг Хатамов рассказал, что в дальнейшем будут открыты комнаты режиссеров Тофика Тагизаде («На дальних берегах», 1958; «Семеро сыновей моих», 1970), Гусейна Сеидзаде («Не та, так эта», 1958; «Свекровь», 1978), Гасана Сеидбейли («Я помню тебя, учитель», 1969; «Насими», 1974), Алисаттара Атакишиева («Тайна одной крепости», 1958; «Волшебный халат», 1964), а также актрисы Лейлы Бадирбейли («Аршин Мал-Алан», 1945; «Кёроглы», 1960), некоторых операторов и других.

– Мы хотим, чтобы на нашей киностудии был создан своеобразный культурный центр, – говорит Мушфиг Хатамов. – Будет музей кино. А в мемориальных комнатах станут работать самые талантливые молодые режиссеры.

separator-icon
С Сафурой Ибрагимовой, 1974 г.
С Донатасом Банионисом. 1991 г.
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»