Гимн человеку: памятник Имадеддину Насими
Фото: Дмитрий Терновой

В последнее время стихи Насими вспоминают особенно часто. Сегодня, когда раздираемый противоречиями мир кажется таким хрупким, очень кстати звучат строки «ценней человека сокровищ еще не бывало». Безусловно, Насими – национальное достояние Азербайджана, и указом Президента Ильхама Алиева 2019-й был объявлен годом великого поэта.

Он запомнился многими творческими событиями. В Баку и на родине поэта, в Шемахе, уже во второй раз прошел грандиозный Фестиваль поэзии, искусства и духовности – Насими; к концу года фестиваль дошел и до Москвы. Несколько мероприятий, посвященных наследию мыслителя, провела в своих институтах Национальная академия наук Азербайджана (НАНА). Затем в Российской академии наук при организационной поддержке Фонда Гейдара Алиева состоялась международная научная конференция на тему «Поэзия Насими – гимн человеку: синтез морально-культурных ценностей Востока и Запада». В ее открытии приняла участие вице-президент Фонда Гейдара Алиева Лейла Алиева.

Кроме того, весь прошлый год проходили масштабные акции, посвященные юбилею. Например, по инициативе Первого вице-президента Азербайджана Мехрибан Алиевой в честь 650-летия Насими в Азербайджане было посажено 650 деревьев. А Лейла Алиева подарила московскому «Аптекарскому огороду» саженцы граната. Люди, неравнодушные к творчеству поэта, собирались на музыкально-поэтические вечера, встречи и другие мероприятия, посвящали ему собственные произведения. Во многих городах мира открылись памятники Насими. Открытие бюста философа в атриуме московской Библиотеки иностранной литературы стало еще одной данью памяти мастеру, оказавшему огромное влияние на развитие азербайджанской культуры.

Вице-президент Фонда Гейдара Алиева Лейла Алиева и заместитель министра культуры России Павел Степанов. Фото: Дмитрий Терновой

Открытие бюста прошло торжественно и красиво. На церемонии выступили вице-президент Фонда Гейдара Алиева Лейла Алиева, заместитель министра культуры России Павел Степанов, посол Азербайджана в России Полад Бюльбюль оглу и генеральный директор библиотеки Михаил Шепель. Студенты «азербайджанского курса» Театрального института им. Б. Щукина прочитали стихи Насими. Настроение, с которым проходило мероприятие, точно выразила Лейла Алиева: «Азербайджан – это страна, где все проживают в мире, дружбе и спокойствии. Толерантность для нас – естественное состояние: все, кто был на фестивале Насими, убедились в этом. Сегодняшнее событие подчеркивает дружественные, добрососедские отношения между Азербайджаном и Россией, которые связывает общая история и культура. В Азербайджане с большим уважением относятся к великому русскому языку и культуре. Дай Бог, чтобы отношения крепли, и вместе мы сделаем много добрых дел. Я желаю всем, чтобы в мире было больше творчества! Потому что творчество – это любовь и то, что есть во всех нас».

Посол Азербайджана в России Полад Бюльбюль оглу. Фото: Дмитрий Терновой

Мы поговорили с автором бюста Айдыном Зейналовым – скульптором, архитектором, искусствоведом, академиком Российской и Флорентийской академий художеств. При всех громких титулах и гигантском списке работ Айдын молодой и полный сил мужчина. Он работает много и быстро, немало времени проводит в Италии и часто бывает в Москве. За свою работу над бюстом Насими Айдын денег не взял – как и за материалы и транспортировку. Он просто передал скульптуру в дар Фонду Гейдара Алиева.

БАКУ: Айдын, как возникла идея сделать такой подарок?

АЙДЫН ЗЕЙНАЛОВ: Я очень многие работы именно дарю, а не продаю. Считаю, что творить за деньги – не искусство, а способ заработать. А я никогда не ставил перед собой задачи зарабатывать на скульптуре, хотя выставляюсь со студенческих времен. Мне нравится, когда я свободен в работе. Сегодня заработок мне дают строительные проекты, а скульптура – это сфера, где я могу создавать вещи так, как вижу и хочу. Поэтому на встрече с представителями Фонда Гейдара Алиева, куда меня пригласили обсудить подробности создания памятника, я сразу сообщил, что денег за него не возьму.

БАКУ: Что значит для вас личность Насими?

А.З.: Я отдаю себе отчет, что дошедший до нас образ во многом основан на легендах: никто не может точно рассказать о событиях 650-летней давности. Но какие-то факты все же дают основание судить о философе, в первую очередь его прекрасная поэзия и его страшная смерть. Для меня Насими – это человек, который воплотил в себе два противоречия: ранимость, глубину переживаний, тонкий и прекрасный внутренний мир и при этом железобетонную жесткость. Он не предал своих взглядов, был верен им до последней минуты кошмарной пытки.

БАКУ: Сколько времени ушло на работу над бюстом?

А.З.: Немного. Большую фигуру я делаю за три дня, памятник – за пять. Я быстро работаю, потому что движения доведены до автоматизма. Мне 41 год, 39 из них я леплю, так что это профессионализм и техника, никакого волшебства. Для меня создание скульптуры – вопрос не времени, а настроя и концентрации. У меня не бывает творческих исканий: считаю, что работу надо уметь начинать и завершать. Творческие муки по несколько лет из-за того, что художник не может почувствовать образ, на мой взгляд, означают, что художнику не хватает либо чутья, либо базы.

БАКУ: А идеи? Ведь на то, чтобы они созрели, нужно время.

А.З.: Знаете, хороший бизнесмен смотрит на какую-то вещь, процесс или явление и видит, сколько это может принести ему денег. А я смотрю на то же самое и вижу удачные или неудачные идеи. Как только замечаю нечто символичное, глубокое, необычное, начинаю развивать этот образ. У меня постоянно по несколько готовых идей в голове, успеть бы реализовать хоть часть из них!

БАКУ: Вы совсем без придыхания говорите об искусстве.

А.З.: Да, я стараюсь обходиться без пафоса и восторга в повседневной жизни. В этом я, видимо, похож на отца: при том что семья была для него дороже всего на свете, он дистанцировался от нас и редко проявлял эмоции. Но мы обожали его и знали, что он любит нас.

БАКУ: Вы родились и выросли в Москве, подростком ездили с родителями по миру. А в Азербайджан приезжали?

А.З.: Я чистокровный азербайджанец, и лучшие воспоминания детства у меня связаны с поездками к бабушке – она жила недалеко от Губы. У меня, городского мальчика, в первый же день сносило крышу, и я превращался в абсолютного дикаря: лазил по деревьям, сбивал грецкие орехи, вымазывался в грязи. Приехав, первым делом просил бабушку выдать мне пару петухов посильнее и устраивал петушиные бои. Мы с друзьями брали крестьянских упряжных лошадей, садились на них верхом и ехали в горы собирать ежевику. Это было настоящим счастьем, и я очень сочувствую современным городским детям, в жизни которых такого нет.

Я и сейчас езжу в Баку. Там очень хорошо, хотя для работы, пожалуй, слишком расслабленно: я привык к плотному графику, к энергичному движению, к тому, что каждая минута дорога. Но ласковое бакинское обращение, первый же звонок родственника – и волны тепла накрывают меня. Я понимаю: это мое, родное.

Скульптор Айдын Зейналов. Фото: Дмитрий Терновой
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»