Связать можно все: экологичные бренды

Всё в жизни переплетено, как разноцветные нити. вязаные и плетеные вещи, придуманные этичными дизайнерами, напоминают о том, что наши жизни тесно вплетены в ткань жизни планеты. Заботясь о себе, мы заботимся обо всем, что нас окружает, – и наоборот.

Chloe

Фото: Chloe

Хочешь сделать этичным солидный люксовый дом – позови креативным директором этичного дизайнера. С тех пор как в Chloe пришла уругвайка Габриэла Херст, бренд меняется на глазах, и кроссовки Nama – очередное свидетельство этой трансформации. Их состав можно препарировать до мельчайших деталей, и в каждой будет очевиден ответственный подход. Вязаный верх, отделка, шнурки и подкладка на 70–100 % состоят из переработанных материалов, в основном пластика. Из него же сформирована стелька с эффектом памяти. В подошве всего 20 % вторичного пластика, зато использован клей на водной, а не синтетической основе. При производстве пары кроссовок используется на 80 % меньше воды и вырабатывается на треть меньше парниковых газов, чем обычно. А главное, получилось красиво и удобно: Nama почти на 40 % легче предыдущих моделей марки.

Bearaby

Фото: Bearaby

Чтобы лучше справляться со стрессом, нужно высыпаться. Чтобы высыпаться, нужно уметь справляться со стрессом. Один из научно доказанных способов разорвать этот порочный круг – утяжеленное одеяло. Завернувшись в его 3–15 килограммов, чувствуешь себя в надежных и нежных объятиях: снижается выработка кортизола, повышается – серотонина, отпускает тревога и наступает долгожданное расслабление. Дополнительный плюс одеял Bearaby в том, что они сплетены из эвкалиптовой целлюлозы – лиоцелла. Это один из самых экологичных материалов на планете, натуральный и полностью биоразлагаемый. Лиоцелл мягче шелка, впитывает влагу эффективнее, чем хлопок, и вентилирует лучше, чем лен, так что эти одеяла подходят и тем, кому во сне все время жарко, и тем, кто постоянно зябнет. А чистая совесть (в данном случае перед планетой), как известно, сама по себе помогает спать спокойно.

Фото: Bearaby

Alienina

Итальянская марка начиналась как творческая лаборатория одного человека. Этот человек, дизайнер Элиана Веньер, много лет проработала в модной индустрии, но чувствовала себя чужой в мире фастфешена. Отсюда и название бренда, родившегося из творческих экспериментов: alieno по-итальянски означает «чужой, другой». Эти сумки действительно ни с чем не перепутаешь, потому что стиль продиктован материалом: грубо говоря, это всевозможные веревки – от альпинистских и яхтенных шнуров до фитилей для масляных ламп, а также кожаные обрезки и резиновые прокладки для отделки. Производственный цикл полностью сосредоточен в умбрийской мастерской марки: здесь шнуры режут, окрашивают нетоксичными пигментами, вощат, а потом плетут по старинным технологиям, слегка адаптированным на современный лад. И все это вручную, так что двух одинаковых сумок Alienina в природе не существует.

Фото: Alienina

Cavia

Забавно, но по исходным данным марка весьма похожа на Alienina: тоже итальянская, тоже родившаяся из эксперимента и тоже отразившая последнее в названии (cavia по-итальянски – «морская свинка»). И опять же единственная в своем роде. Для дизайнера Мартины Боэро творческой лабораторией стала собственная квартира, в которой она оказалась заперта во время пандемии. Магазины были закрыты, так что экспериментировать пришлось с тем, что наскребла по сусекам: старая одежда, ткань, тесьма и пряжа, вязать из которой Мартина большая мастерица. Когда локдаун закончился, она была готова предъявить миру новый бренд, философия которого сводится к формуле «Несочетаемого не существует». Cavia – про смешение всего со всем: вязаного с плетеным, строгого с аляповатым, дизайнерских вещей со старыми полотенцами, использованными в одной из коллекций.

Фото: Cavia

The Endery

Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на токсичные отношения, и отношения с одеждой не исключение. О том, что в них что-то пошло не так, сигнализируют красные флаги. Очередная покупка радует считанные недели, и вам постоянно нечего надеть? Достаточно случайной прорехи или пролитого кофе, чтобы в ваших глазах вещь стала безнадежно испорченной? Вы понятия не имеете, как было сделано ваше платье, и не интересуетесь его судьбой после расставания? Похоже, ваши нынешние отношения с гардеробом изжили себя, и вы почувствуете себя гораздо счастливее, если пересмотрите их. Создательницы The Endery Эллен Сэвилл и Келли Фениси в этом уверены.

Как многие ответственные бренды, The Endery начался с того, что Эллен и Келли надоело видеть огромное количество невостребованных материалов и отходов модной индустрии. Причем материалов высококачественных, премиальных: перуанская столица Лима, в которой жили девушки, – один из центров производства шерсти альпаки и хлопка пима. Требовалось найти им применение.

Фото: The Endery

Эллен и Келли – страстные вязальщицы, так что специализация новой марки определилась сразу. Принципиальным решением стало плясать от сырья, а не от идеи: именно это определило уникальный стиль The Endery. В мире моды принято сначала придумывать общую концепцию и дизайн, а потом выбирать наиболее подходящие материалы. У The Endery все наоборот: Эллен и Келли проводят ревизию имеющейся в их распоряжении пряжи и решают, что интересного можно сделать из этого разноцветного хаоса. В собирании такого пазла не действуют привычные законы колористики: оказывается, красивы любые сочетания, если правильно их подать.

Самым серьезным вызовом хозяйки бренда называют ценовую политику. Сэвилл и Фениси предельно честны: «Мы не хотим, чтобы этичная мода была роскошью для избранных, но сделать ее по-настоящему доступной невозможно. Мы очень стараемся найти золотую середину, но от покупателя тоже требуется усилие: попробовать покупать меньше, но платить больше».

Но иногда и платить не надо. Помимо готовых вещей, марка на своем сайте предлагает наборы для ремонта одежды из остатков ниток. Идея, граничащая с наглостью, но очень разумная: во многих современных домах иголки с ниткой не найдешь. The Endery предлагает и то и другое, а также нескучные видеоуроки. Например, как совмещать штопку с медитацией, как вышивать на вязаном, как зашивать дырки так, чтобы получилась новая уникальная вещь.

Фото: The Endery

The Yarn Story

Из ткани можно делать не только одежду, одеяла и занавески, но и произведения искусства. Это не просто красиво: для тайского дизайнера Пичаторн Нуалдаисри ее «текстильные скульптуры» – способ продемонстрировать коллегам и всему миру, на что способно сочетание традиционных технологий, локальных материалов и вторичного сырья. Изначально Пичаторн работала с шелком: в ее резюме магистерская и докторская степени в области дизайна, а также работа консультантом по текстилю в крупных бангкокских компаниях. Студия The Yarn Story – ее любимое дитя: здесь Нуалдаисри экспериментирует с сочетаниями шелковых нитей и волокон из переработанного пластика, пробует разные техники плетения с помощью местных ремесленниц. Конечной цели у этих экспериментов нет – мастерице интересно открывать новые свойства материалов. А чтобы работа не оставалась келейной, The Yarn Story производит предметы интерьерного декора и проводит мастер-классы для дизайнеров.

Фото: The Yarn Story

Catherine Marche Jewellery

Парижанка Катрин Марше не из тех, кто боится плыть против течения. В эпоху, когда каждый второй мечтает попасть в ИТ, она, напротив, оставила комфортную работу ИТ-консультанта, чтобы отправиться учиться ювелирному делу. С тех пор прошло 12 лет, бренд Catherine Marche Jewellery давно встал на ноги и получил десяток профессиональных наград и номинаций, а Катрин продолжает учиться, осваивая все новые техники, а порой изобретая собственные. Почему бы, например, не связать крючком браслет из серебряной проволоки, нанизав на нее разноцветные жемчужины или полудрагоценные камни? Марше позиционирует себя как этичного ювелира: она работает с вторично переработанными серебром и золотом. Но самым важным она считает умение экологично относиться к самому себе: радоваться по поводу и без, создавать и ценить воспоминания, не терять людей, с которыми тебя связывает общая радость. Не потому ли пары, заказавшие у нее обручальные кольца, часто годы спустя знакомят ее со своими детьми.

Фото: Catherine Marche Jewellery

Moooi

Бабушкино вязание? Плетеная корзина? Корабельный канат, завязанный морскими узлами? Словенский дизайнер Ника Жупанч вдохновлялась и первым, и вторым, и третьим, создавая кресло Knitti для амстердамской студии Moooi. Бренд исповедует принцип «пригласи художника и не мешай ему делать то, что он хочет», и такой подход оправдывает себя уже более 20 лет: получаются вещи неожиданные, остроумные, удивительные и вместе с тем очень функциональные. Knitti – отличный пример: толстые «канаты» при ближайшем рассмотрении оказываются сделанными из пены с эффектом памяти, обтянутой мягким стеганым трикотажем. А то, что казалось грубыми узлами, оборачивается внезапным уютом, за который мы, собственно, и любим вязаные вещи.

Именно такого эффекта и добивалась дизайнер: Ника Жупанч считает, что хорошая мебель должна вызывать сильные эмоции, и напоминает: иногда даже кресло — совсем не то, чем кажется.

separator-icon
Фото: Moooi
Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»