Азербайджанский дуэт открыл фестиваль Globaltica в Польше

Азербайджанский дуэт – тарист Сахиб Пашазаде и нагарист Кямран Керимов – открыли ежегодный XVIII фестиваль мировых культур Globaltica.

Традиционно Globaltica проходит в Польше, неподалеку от Гдыни, в парке Колибки. Хотя место это кажется слегка беспечным, отсылающим к «детям цветов», отбор на «Глобалтику» очень тщательный. Для того чтобы туда попасть, надо не просто убедительно представлять собственную национальную культуру, а жить ею сегодня. Культурная традиция – не музей, она неотъемлемая часть XXI века – таков взгляд организаторов.

В этом году на фестиваль были впервые приглашены участники из Азербайджана, и им сразу доверили честь выступать на открытии смотра. Сахибу Пашазаде и Кямрану Керимову было отдано первое отделение вечера, трио Kanta dAb dAb из Непала – второе. Азербайджанские музыканты исполнили мугамы и в инструментальной форме сумели продемонстрировать все богатство старинных мелодий, звучащих по-прежнему свежо и актуально.

В этом году в фестивале приняли участие артисты из 20 стран. В течение трех дней в парке Колибки прошло 12 концертов, состоялись встречи с известными путешественниками (теми, кто исследует неизведанные места и готов ночевать на буквально голой земле ради того, чтобы познакомиться с чужой культурой), можно было посетить мастер-классы, например по керамике и грузинским танцам. Но музыка все же преобладала, она была представлена артистами из разных стран, с самыми разными, порой драматическими судьбами.

Сильный и нервный голос Сахры Халган рассказывает о культуре Сомали, где мечтавшая петь девчонка встретила ожесточенное сопротивление родни и обрела свободу лишь во время гражданской войны, работая в госпитале, – там она могла петь, там было не до запретов. Сахра уехала во Францию, получила статус политического беженца, но спустя время вернулась на родину и основала культурный центр, в котором учит сограждан воспринимать традиции так, чтобы они были не оковами, а вдохновляющей поэзией.

Сахиб Пашазаде
Кямран Керимов
Участник трио Kanta dAb dAb

Рядом с Сахрой в афише – совсем молоденькая Лила Накеури из Грузии. Ее проект «Кавказ» – не просто воспроизведение, но анализ традиционного грузинского многоголосия, фантазия на его тему. Тут же, в соседней строке, 71-летний болгарский ветеран «Иво Папасов и его свадебный оркестр». Оркестр на самом деле свадебный – 16-летним мальчишкой Иво сбежал из дома, чтобы играть на сельских торжествах. Как ни переживали родственники, он не вернулся. В традиционные мелодии болгарских свадеб Папасов щедро досыпает турецкие и греческие ноты, балканские и цыганские мотивы, а также джаз. Собственно, с музыкой он делает то, что наш век делает с людьми: никто уже не проживет один, как остров, ветер обязательно донесет цвета и запахи других стран.

Сусана Бака, ставшая, вероятно, самой старшей участницей фестиваля – ей 79, относится к вопросу влияний строже, но все равно допускает в родных перуанских мелодиях кубинские и бразильские интонации. Певица – трижды лауреат латинской премии «Грэмми», у себя в стране успела поработать министром культуры. Она все так же легка на подъем и стала настоящим центром притяжения для молодежи, съехавшейся на «Глобалтику». Среди ее почитателей оказалась и группа Mokoomba из Зимбабве: парни, выросшие в деревне рядом с водопадом Виктория и принадлежащие к трем разным народностям страны, в восторге от перуанской певицы.

Встречи с путешественниками – особая часть фестиваля. В парк Колибки приезжают люди, посетившие какие-нибудь труднодоступные и опасные места. В этом году наибольшим успехом пользовалась Джоанна Вишорек, бросившая банковскую карьеру и вышедшая замуж за сенегальского шамана. Впрочем, пара психологов, Тамара и Ежи Токай, исследовавшая нетуристические районы Индии и представлявшая книгу «Порядок хаоса», тоже не осталась без почитателей. Как и Якуб Рубицкий, поведавший о том, что на Гран-Канарии не всегда стояли шеренги пятизвездочных отелей: когда-то остров населял народ, живший в пещерах и формой правления которого был матриархат (свидетельства можно найти, если не стремиться к all inclusive).

Среди фотовыставок «Глобалтики» одной из самых интересных стала «Узбекистан. На перекрестках Шелкового пути». Ее автора Хусниддина Ато интересовала не только родная страна, но вся длинная цепочка связей, древнее путешествие шелка (снимки из Азербайджана там тоже есть). Еще одна примечательная экспозиция – «Вселенская мудрость» Анджея Жолковского. Уроженец Гдыни, занимавшийся в конце ХХ века электроникой, а в начале этого столетия увлекшийся фотографией и поисками смысла жизни, собрал снимки, связанные с семью древними религиями и их священными текстами, поставив рядом Упанишады, Дао дэ цзин, Библию, Коран, буддистские сутры, «Изначальную книгу» сикхов и Евангелие. К снимкам он добавил цитаты из этих книг как шаг к мирному межрелигиозному диалогу. После «Глобалтики» выставка Анджея Жолковского переехала в Гдыню, на площадь Костюшко и была продлена до сентября.

Также в дни фестиваля прошла программа этнического кино. В числе представленных фильмов – «Рокер пустыни» (портрет Хасны Эль Бехариа, марокканской исполнительницы, принадлежащей к общине гнава, женщинам которой нельзя заниматься музыкой) и «Почва» (хроника исследований этнографа Евы Гроховской, изучающей отдаленные сельские общины в Польше. В картине местные женщины поют удивительной красоты народные песни).

separator-icon
Сусана Бака
«Иво Папасов и его свадебный оркестр»
Выставка «Узбекистан. На перекрестках Шелкового пути»
Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»