Джамиль Гусейнов: выражение чувств

Работы Джамиля Гусейнова, исполненные в классической технике, отсылают зрителя к сюрреалистической традиции, где пространства сна и реальности не имеют границ. Антропоморфные тела становятся частью пустынного пейзажа или вписываются в композицию натюрморта, человеконасекомые напоминают персонажей Босха, стройное равновесие нарушается внедрением элементов поп-культуры. Гусейнов по первому образованию дизайнер, но не найдя в этой области удовлетворения, он отправился в «город художников» – Флоренцию изучать живопись. А там попал в руки американского живописца Чарлза Сесила – человека с богатой художественной родословной. К своим ученикам Сесил предъявлял жесткие требования: ограниченная палитра, краски на натуральном пигменте, масла определенного сорта, полный запрет на упоминания не то что Уорхола, но даже Пикассо. Во флорентийской мастерской Джамиль в совершенстве освоил живописную технику – научился, смешивая свинцовые белила, добиваться внутреннего свечения – так светятся полотна старых мастеров.   

Наблюдая за небом. 2022

«По возвращении из Флоренции в Баку я десять лет пытался совершенствоваться в технике. Чувствовал своим долгом отрабатывать ту манеру, которую освоил в школе у Сесила. Но столкнулся с огромным количеством сложностей, когда под рукой не оказалось нужных материалов – ни киновари со ртутью, ни свинцовой белой, ни жженой кости, ни масел. Было ощущение какого-то тупика: ищу мастерскую с северным светом, а ее в принципе в городе нет. В результате долгих поисков и упорного труда я все же добился всего необходимого, но тут возникла другая проблема – рутина. Я много работал на заказ, выматывался, а удовлетворения не получал. Стал всё больше интересоваться современным цифровым искусством, мультипликацией, инсталляцией и понял, что даже самые абсурдные формы могут иметь смысловую глубину. Тогда я задался вопросом, почему я не делаю то, что хочу. Мне всегда нравился сюрреализм – это та школа, из-за которой я когда-то увлекся живописью. И я написал картину «Наблюдая за небом», которая оказалась переломной в моем творчестве. Она родилась сама собой, полностью готовая, со всеми деталями, словно ждала разрешения появиться на свет. Я увидел, что существует замечательный способ гипертрофировать образ для выражения чувств и желаний. Девушка в шлеме – это футуристический персонаж, а рисунок с сердечком на шлеме – символ обыденности, красоты и одновременно скоротечности. Работа получилась драйвовая и современная, в то же время я выполнил ее полностью в той технике, которую освоил во Флоренции. И хотя я не люблю называть свои картины – слово упрощает смысл, в этот раз сделал исключение. «Наблюдая за небом» открывает серию моих сюрреалистических работ».

Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»