Вспоминая Сергея Юрского: родные города

Как заведено, после ухода человека близкие и друзья весь первый год вспоминают, каким он был и живет в памяти. Что будет в книге воспоминаний об актере Сергее Юрском, который провел в Баку несколько важных и плодотворных лет жизни?

Сергей Юрский. Из личного архива Дарьи Юрской

Олег Басилашвили оживит в памяти долгие полуночные телефонные разговоры с Юрским между двумя спящими городами. И о том, что Сергей Юрьевич никогда не скрывал своего гражданского отношения к происходящему в стране и мире, и как переживал, что прежней интеллигенции больше нет, а нынешняя слишком часто забывает о своем предназначении.

Журналист Михаил Гусман расскажет, как в год Олимпиады-80 вся его большая семья вместе с семьей Юрского отдыхала в пансионате на берегу Каспийского моря. Отец братьев Гусман доктор медицинских наук, профессор Соломон Моисеевич был неизлечимо болен, жить ему оставалось несколько месяцев. В один из дней, столкнувшись на пляже с Сергеем Юрьевичем, он грустно посетовал, что прожил большую жизнь, а так и не повидал Юрского на сцене. На следующий день, надев сценический костюм, артист пришел к Соломону Моисеевичу в номер пансионата и два часа выступал перед единственным зрителем.

А многочисленные азербайджанские друзья вспомнят, как Сергей Юрьевич в 2006 году в последний раз приезжал в Баку: в новом театре Творческой сцены UNS состоялся его авторский вечер. Юрский начал выступление с диалога Фауста и Мефистофеля, одновременно играя обе роли, а потом читал стихи Пастернака и Бродского, прозу Булгакова и свои стихи, вспоминал о Баку и своих азербайджанских друзьях, о давних съемках на студии Джафара Джаббарлы, о курортной Загульбе, где когда-то отдыхал с семьей... На прощание Юрский сказал:

– Этот концерт – одно из самых приятных моих профессиональных переживаний за долгое время. Моя благодарность Баку безгранична. Все тепло, которое мне было дано Азербайджаном, я душевно все эти годы отдаю и Баку, и моим коллегам, связанным с вашей республикой. Баку – это по-настоящему мой город. В свое время я даже написал книгу под названием «Жест», где целая глава «Каспийский берег» посвящена именно вашей столице. Это и проза, и стихи, а главное – теплые и добрые воспоминания об Азербайджане...

Сергей Юрский с Юлием Гусманом. Из личного архива Юлия Гусмана

БАКУ

В 1976 году в карьере Сергея Юрского началась черная полоса. Хотя поначалу все складывалось успешно: с середины 1960-х он был одним из ведущих артистов товстоноговской труппы Большого драматического театра, среди лучших его ролей – Чацкий и Тузенбах, Эзоп и профессор Полежаев. Состоялся и режиссерский дебют – «Мольер» по пьесе Булгакова. Но вот уже шесть лет ему не дают главных ролей. И хотя Юрский десять лет как имеет звание заслуженного артиста РСФСР, на прошение Олега Ефремова о переводе ленинградца в столичный МХАТ ответили отказом, а переговоры с Театром им. Моссовета уперлись в отсутствие свободного жилья.

То же и с кино: после фильмов «Республика ШКИД», «Крепостная актриса» и «Золотой теленок» с его феноменальным Остапом Бендером Юрский в первых рядах популярных кинозвезд, однако новых ролей никто не предлагает. А дома молодая жена Наташа Тенякова с дочерью Дашей. И так получилось, что единственной киностудией, на несколько лет обеспечившей Юрского работой, стал «Азербайджанфильм», где работал его друг Юлий Гусман. Последний как раз тогда был назначен худруком азербайджанского Государственного музыкального театра.

Юрский всегда был легок на подъем.

ЛЕНИНГРАД

Сегодня Мая Яковлевна Романова, двоюродная сестра Юрского, пожалуй, единственная, кто помнит его подростком. В воспоминаниях Маи кузен Сергей не спортивный, но крепкий мальчик, курчавый, голубоглазый и улыбчивый, к тому же круглый отличник, и девочке постоянно ставили его в пример. В начале 1950-х Сережа увлекся сценой, после третьего курса оставил юрфак и поступил в Театральный институт. Очень скоро Мая поняла, что значит иметь брата артиста: подруги завидовали ей, просили познакомить.

Мая Яковлевна вспоминает, что на ее памяти брат очень сильно менялся дважды:

– Первый раз это случилось в 1957-м, когда умер его отец. Некогда он был худруком Московского цирка на Цветном бульваре, потом руководил Ленконцертом, его дважды исключали из партии (второй раз попал под кампанию борьбы с космополитами), и был он по-настоящему творческим человеком. Отец и сын были очень близки, и с уходом папы Сергей как будто сразу повзрослел, ощутил ответственность за семью, тем более что в тот же год его, студента третьего курса, пригласил в труппу БДТ Георгий Товстоногов.

Второй раз Сергей очень сильно переменился в 1968-м, – продолжает Романова. – Тем летом он поехал в Чехословакию с творческими вечерами, каждый день звонил домой, и вдруг августовским утром связь оборвалась. Что произошло, узнали из радио и телевизора: СССР силовым методом восстанавливал в ЧССР «социалистическую законность». Несколько дней от Сережи не было вестей, и о том, чему стал свидетелем в Праге, он не рассказывал никогда. Только первые седые волосы появились в его шевелюре и... ушла веселость – отныне он перестал играть в компаниях на гитаре, петь озорные песенки.

БАКУ

Первым фильмом, в котором Юрский снялся в Баку, сыграв французского ботаника мусье Жордана, был «Дервиш взрывает Париж», поставленный в 1976 году Шамилем Махмудбековым и Кямилем Рустамбековым по мотивам пьесы азербайджанского классика Мирзы Фатали Ахундова. Съемочная группа немедленно оценила мастерство русского артиста: по ходу съемок требовалось несколько фраз говорить по-азербайджански с французским акцентом, и режиссер хотел вызывать на озвучку дублера, однако Сергей Юрьевич сказал, что все сделает сам: разучил свои реплики, и его музыкальный слух оказался безукоризнен. Причудливую красочную смесь из народных сказаний, приключений и добродушного юмора по достоинству оценили зрители всего Советского Союза.

Сразу за «Дервишем» последовала фантастическая музыкальная комедия «В один прекрасный день» – альманах Юлия Гусмана и братьев Максуда и Рустама Ибрагимбековых. В одной из трех новелл Юрский встретился на съемочной площадке с ярким комедийным актером Семеном Фарадой, который уже был звездой московского Театра на Таганке, и эту свою небольшую киноработу Сергей Юрьевич всегда вспоминал с большой теплотой.

«Дервиш взрывает Париж». Государственный Фильмофонд Азербайджана
«Дервиш взрывает Париж». Государственный Фильмофонд Азербайджана
«Дервиш взрывает Париж». Государственный Фильмофонд Азербайджана

ЛЕНИНГРАД

Юрскому всегда были интересны характеры людей, волей судеб или обстоятельств поставленных решать государственные задачи, влиять на ход истории. Едва став актером БДТ, он оказался на встрече труппы с всесильным министром культуры Екатериной Фурцевой, которая приехала запрещать спектакль Александра Володина «Пять вечеров», и внимательно всматривался в гостью. Уже в новом веке Юрский снимется в сериале про Фурцеву «Легенда о Екатерине», где сыграет Бориса Пастернака.

В ленинградский период жизни Юрского, особенно когда над ним сгущались тучи, молва поговаривала, что его не любит всесильный градоначальник Григорий Романов (которого прочили даже на пост генсека ЦК КПСС). Впрочем, искать виноватых в своих неприятностях Сергею Юрьевичу не было свойственно. Прошло много лет, минула перестройка, и в один из приездов в родной город Юрский встретил в троллейбусе очень знакомого старика с авоськой. Сергей Юрьевич уступил ему место, встал рядом и попытался вспомнить, откуда ему знакомо это лицо. Старик сам заговорил с ним, спросил про жизнь, а через пару остановок вышел, сказав напоследок:

– Спасибо, что узнали.

Только тут Юрский понял: это же Григорий Васильевич Романов, чьи портреты украшали город во все советские праздники!

«БЫВАЛО, ЧТО МЫ ДРУЖНО КУТИЛИ ДО ПОЗДНЕГО ВЕЧЕРА, НО В ДЕВЯТЬ УТРА ЮРСКИЙ ПЕРВЫМ ПОЯВЛЯЛСЯ НА ПЛОЩАДКЕ» 

БАКУ

В 1977 году на «Азербайджанфильме» Юрский сыграл злого охотника в детском фильме режиссера Расима Исмайлова «Лев ушел из дома» по сценарию Юрия Яковлева. Народный артист Азербайджана Яшар Нури, снимавшийся в этой истории, вспоминал:

– Сначала киногруппа немного смущалась Юрского, ведь он уже был звездой, но Сергей Юрьевич вел себя очень непринужденно и нисколько не кичился славой. Хвалил азербайджанских коллег – говорил, что у нас высокий потенциал. На съемочной площадке был очень требователен к себе и другим, трудолюбив и дисциплинирован. Бывало, что мы дружно кутили до позднего вечера, но в девять утра Юрский первым появлялся на площадке, готовый работать.

Казалось бы, фильм ждал кассовый успех по всей стране, однако случилось непредвиденное. Незадолго до этого известного всей стране ручного льва Кинга, которого в 1973 году снимали у Эльдара Рязанова в «Невероятных приключениях итальянцев в России», застрелил милиционер, а вместо него владельцам – семье Берберовых – подарили молодого зверя. Вскоре после смерти главы семейства Кинг Второй вышел из-под контроля, и в ноябре 1980-го разыгралась кровавая драма. Тема львов немедленно попала в немилость, и не имеющий никакого отношения к трагедии «Лев ушел из дома» надолго лег на архивную полку.

«Лев ушел из дома». Государственный Фильмофонд Азербайджана
«Лев ушел из дома». Государственный Фильмофонд Азербайджана

МОСКВА

Юрский очень любил котов, считал, что похож на них по характеру, и даже одну из своих книг назвал «Я кот». Во-первых, обстоятельный: перебравшись из Ленинграда в Москву, первым делом наизусть выучил все станции пересадок метро (у артиста долго не было машины, и до своего дома на Большой Дорогомиловской он добирался под землей, обычно читая на французском детективы про Мегрэ). Во-вторых, человек абсолютно домашний, хотя из-за занятости дома удавалось побыть реже всего. В-третьих, невероятный чистюля. Вдова актера Наталья Тенякова рассказывает:

– Надо признаться, что я несколько ленива, а он законченный трудоголик. И все время личным примером пытался заставить меня что-то сделать. Еще он был невероятный любитель розыгрышей. Выждав утром, пока я спокойно усаживалась пить кофе, обожал подкрасться сзади и ошарашить вопросом: «А ты помнишь, что у тебя в 11 репетиция? Немедленно собирайся!» С криком «Как я могла забыть!..» начинала метаться по квартире. Потом, естественно, веселью не было предела. Множество таких домашних заготовок мы использовали в работе.

В последние годы в доме Юрского–Теняковой живет рыжий котяра, как говорил Сергей Юрьевич, «мхатовский породы». Больного и несчастного, его нашла в подсобке МХТ актриса Юлия Меньшова и, поскольку себе взять не могла, отдала подруге Дарье Юрской, а та принесла родителям. Сергей Юрьевич назвал его Соусс – из-за сходства окраса с цветом восточной приправы.

С дочерью Дашей. Из личного архива Дарьи Юрской

БАКУ

Еще через год, в 1978-м, Юрскому досталась роль «чиновника при исполнении» в фильме Юлия Гусмана «Дачный домик для одной семьи» по пьесе Рустама Ибрагимбекова «Дом на песке» – там его партнерами стали не только известная певица Фирангиз Шарифова, но и популярный актер «Современника» Игорь Кваша. Картина о семейных ценностях и национальных традициях долго держалась в республиканском прокате.

«Бакинский цикл» Юрского завершился крайне эффектно – боевиком «Не бойся, я с тобой!» (1981). Сценаристы Юлий Дунский и Валерий Фрид создали этот невероятно успешный телефильм по всем законам классических вестернов: наполнили динамичный сюжет скачками, погонями, стрельбой, сценами восточной борьбы, очень походившей на модное тогда карате. Юлий Гусман постарался сделать из двухсерийной ленты качественное развлекательное кино: кроме положительного героя Полада Бюльбюль оглу и главного злодея – полицейского пристава Сергея Юрского пригласил на одну из ведущих ролей великолепного Льва Дурова, а также конную цирковую группу братьев Кантемировых; вокальные партии озвучили Иосиф Кобзон, Ирина Понаровская, Владимир Винокур... Сегодня картина существует в двух языковых вариантах – русском и азербайджанском – и до сих пор очень популярна.

На съемках фильма «Не бойся, я с тобой!»
На съемках фильма «Не бойся, я с тобой!»
На съемках фильма «Не бойся, я с тобой!»

МОСКВА

Послужной список Юрского огромен: кроме спектаклей и кино многочисленные работы на радио и телевидении, озвучивание мультфильмов и дубляж иностранных фильмов (его голосом говорили Джек Леммон, Витторио Гассман, Жан-Поль Бельмондо), собственные сценарии и книги (до конца жизни он писал и издавал стихи и прозу). Другое важное дарование Сергея Юрьевича – искусство чтеца: в цикле его программ в московском Зале Чайковского чередовались Пушкин, Зощенко, Мопассан, Булгаков, Бродский... И во все годы Юрский блистал в капустниках, которыми славилось актерское содружество.

Впрочем, он и в обычной жизни мог заставить окружающих слушать себя, раскрыв рот. Молодой актер Владимир Кошевой, сегодня играющий на сцене БДТ, рассказывает:

– Однажды в буфете Театра Моссовета я застал Козакова с Юрским и был приглашен за их столик. Сначала ели молча, а потом два этих зубра стали показывать диалог Гамлета и Офелии. Сергей Юрьевич читал за девушку, с невероятным юмором и блеском: кокетничал, закатывал глаза, взмахивал ручкой… Дальше – больше: Козаков перешел на английский вариант реплик, Юрский – на французский. Эту языковую разминку можно было наблюдать вечно, но Юрский прервал импровизацию – сказал, что пора готовиться к спектаклю. Играли «Село Степанчиково…», и я, конечно, попросился на спектакль, на что Козаков на правах моего учителя сказал: «Лучше своей ролью займись!» Но Юрский защитил: «Пусть побудет зрителем. Для актера на сцене каждый спектакль как первый, а для зрителя, может быть, очередной спектакль как единственный». Эти слова я не забуду никогда.

«ИЗУМИТЕЛЬНЫЙ ПРОФЕССИОНАЛИЗМ, ЭРУДИЦИЯ, МАНЕРЫ НАСТОЯЩЕГО АРИСТОКРАТА. ОН БЫЛ ЦЕЛАЯ ЭПОХА, ЧЕЛОВЕК-ОРКЕСТР»

БАКУ

Народный артист Азербайджана, главный режиссер бакинского Государственного театра русской драмы имени Самеда Вургуна Александр Шаровский называет Сергея Юрьевича «философом театра». Они вместе играли в фильме «Не бойся, я с тобой!», и Александр Яковлевич сохранил об их работе теплые воспоминания:

– Во время съемок я воочию увидел его изумительный профессионализм, эрудицию, манеры настоящего аристократа. Он был целая эпоха, человек-оркестр, и драгоценные крупинки его щедрого дара несомненно сказались в будущем на всей моей творческой жизни. О невероятной работоспособности Юрского стоит рассказать отдельно. В свободное от съемок время мы с ним играли в шахматы под звездным небом в Пиркули. Казалось, он полностью поглощен игрой, как вдруг, неожиданно посмотрев на небо, сказал: «Только теперь я понял, как должен прочитать это стихотворение в Москве!» – и тут же прочитал его. Творческая лаборатория большого артиста работала всегда.

С началом 1980-х черная полоса в жизни Юрского миновала. Впереди была Москва, Театр имени Моссовета и новые роли в кино, в том числе такие яркие, как «Ищите женщину» с Софико Чиаурели и абсолютный лидер советского проката лирическая комедия «Любовь и голуби».

На съемках фильма «Любовь и голуби»

В 2011 году Сергея Юрского отметили «Звездой театрала» в номинации «Легенды сцены» и кинематографической премией «Ника» в номинации «За честь и достоинство». Статуэтку крылатой богини артисту вручил Юлий Соломонович Гусман, учредитель «Ники» и председатель жюри. А позже сказал:

– Вы знаете наш капризный кинематографический цех, ревнивый и завистливый. Чтобы описать страсти, которые кипят вокруг имен предлагаемых номинантов, нужно быть Шекспиром или Толстым. На моем веку это был единственный случай: когда прозвучало имя Юрского, ни на одном лице я не увидел презрительно оттопыренной губы или насмешки!

Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»