В Gazelli Art House открылась выставка «Параллельные миры»
Шепчущий лес. 2024. Эльнара Насирли

В рамках Года солидарности во имя зеленого мира бакинская галерея Gazelli Art House представила масштабную выставку «Параллельные миры». Участники из разных стран настойчиво напоминают, что существование человечества напрямую зависит от его взаимоотношений с природой.

Экология и охрана окружающей среды – ключевые темы, которым уделяет внимание Gazelli Art House. Год назад галерея с успехом представила тематический проект Jawhar в Дубае, в Центре искусств Alserkal Avenue. Нынешняя выставка продолжила его и к тому же была приурочена к Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (COP29), прошедшей в ноябре в Баку.

В современном мире невозможно разделить природу и человеческую деятельность, утверждают кураторы проекта вслед за британским философом Тимоти Мортоном, автором книги «Экология без природы». Мортон тверд в мысли, что мы живем в эпоху антропоцена, когда человек является основным фактором трансформации Земли. Организаторов же выставки интересует, как в современных условиях экологической нестабильности человек создает альтернативные образы природы с помощью цифровых технологий. «Параллельные миры» – наглядный пример такого художественного проекта.

Реконструированный ландшафт – Хидкот-Бартрим. 2023. Майкл Такео Магрудер

Молодая азербайджанская художница Эльнара Насирли пришла к занятиям изобразительным искусством в жанре science art с багажом профессионального опыта: она работала в большой международной организации, занимающейся вопросами экологии. Для выставки в Gazelli Art House Насирли подготовила расширенную версию своей инсталляции «Шепчущий лес», в прошлом году показанной в Эмиратах. Это композиция из некогда безжизненных, а теперь «оживших», звучащих стволов деревьев, символизирующих природное наследие Кавказа. Фрагменты деревьев разложены в виде очертаний созвездия Ориона. Динамики, расположенные рядом с фрагментами стволов, издают тихий шепот, будто намекая: возможность вступить в уникальную связь с природой есть у каждого, нужно лишь приблизиться. Звуковая система с датчиками и «грибницей» проводов напоминает Всемирную сеть, обретшую физическое воплощение.

Визуальное наслаждение дарит серия «Реконструированный ландшафт» Майкла Такео Магрудера, британско-американского художника, уверенно строящего диалог с цифровыми технология¬ми. На сказочной красоты мультиканальных видео – фотографии пейзажей, сделанные на смартфон и отредактированные – а может быть, переосмысленные? – искусственным интеллектом. В рамках программы «Искусство встречается с наукой» Магрудер является резидентом авторитетной Биологической лаборатории MDI в американском штате Мэн.

Поэтика почвы: Мухомор II. 2024. Marshmallow Laser Feast

Британка Най Томпсон – одновременно разработчик компьютерных программ и успешная художница, чьи работы выставлялись в Лувре, галерее Tate Modern и Музее Виктории и Альберта. В представленном в Баку проекте «Острова» веб-визионерка отправляет зрителя в океанское странствие вдоль побережья Великобритании. Художница смоделировала маршрут на основе спутниковых изображений, взятых из Google Earth.

Экспериментальный арт-коллектив Marshmallow Laser Feast в составе Эрсина Хана Эрсина, Барнаби Стила и Робина Макниколаса анализирует подземный микрокосм, скрытый от человеческих глаз. Четырехминутное видео «Мухомор I» из серии «Поэтика почвы», снятое в тропических лесах Амазонки, демонстрирует сложнейшие живые сети, в которых взаимодействуют грибной мицелий, бактерии, археи, эукариоты и простейшие, незаметно поддерживающие жизнь на Земле.

Привет (Передача данных со спутника / на спутник CAS-5A. Получено в Словакии 2023-03-15 13:43:15 to 13:51:00). 2024. Най Томпсон

Художник Крис Левин знаком многим благодаря работе «Легкость бытия» – голографическому портрету Елизаветы II с закрытыми глазами. Используя междисциплинарный подход к искусству фотографии, уроженец Канады исследует непривычные способы восприятия. Эпиграфом к представленной на выставке работе «Геометрия истины» служит мысль Платона «Числа – это чистейшая форма мысли». Создавая объемные изображения с помощью кварца и лазера, Левин наглядно исследует природу света, его свойства, вибрации.

Портал. 2023. Recycle Group

Название дуэта Андрея Блохина и Георгия Кузнецова соответствует теме выставки – Recycle Group. Художники используют материалы, подлежащие переработке, такие как полиуретан и пластиковая сетка. В Баку привезли фрагмент их большого проекта Sapient, показанного в минувшем году в Лондоне: авторы размышляют об утопическом будущем и предлагают для обеспечения прозрачности власти использовать искусственный интеллект в работе государственных органов. А рельефные лайтбоксы с изображениями ночных пейзажей и человеческих силуэтов в зелено-сине-желто-коричневых тонах будто предлагают зрителю устроиться в кресле и виртуально перенестись куда-то в параллельный мир, где ничто не напоминает о положении вещей на нашей истощенной планете.

Recycle Group и другие участники выставки, по сути, предостерегают человечество от бегства от реальности: отвернувшись от нее, мы можем потерять планету навсегда.

separator-icon
Геометрия истины. 2021. Крис Левин
Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»