Азербайджан принял участие в международной биеннале ремесел в Париже
Фото: Из архива Эльвина Набизаде

Парижская международная биеннале ремесел и творчества Révélations отпраздновала десятилетие. Основанная в 2013 году, она стала крупнейшим мировым форумом, объединяющим ремесленников со всего мира. В этом году Азербайджан на нем представляет художник Эльвин Набизаде: его инсталляция «Под одним солнцем» экспонируется при поддержке Фонда Гейдара Алиева. 

Фото: Florence Gossec

Идентичность биеннале Révélations тесно связана со спецификой места. Поначалу экспонаты выставлялись в Большом дворце (Grand Palais) – историческом пространстве, построенном специально для Всемирных выставок. Но два года назад знаменитый выставочный комплекс Парижа официально закрылся на реконструкцию, самую радикальную за его вековую историю. На время работ у Большого дворца появился заместитель на Марсовом поле – Временный Гран-пале (Grand Palais Éphémère).

За сценографию экспозиции текущей Révélations отвечал Адриен Гардер, дизайнер Лувра II. Внутреннее пространство представляет собой ритмичный фасад из деревянных реек – воздушное, простое и эффект¬ное решение, идеально подходящее для временной конструкции. На этот раз выставочный проект объединил 350 работ из 29 стран мира. 

Кунико Маэда

Révélations каждый год выбирает себе эмблему – заглавное произведение, в котором воплощены высокое ремесло, современные технологии и художественный подход. В 2023-м им стала бумажная скульптура Columbidae японки Кунико Маэды, живущей и работающей в Лондоне. Художница соединяет переработанную бумагу, натуральные красители, акрил и технику какишибу (японский лак), чтобы создавать элегантные и воздушные формы. 

По признанию самой Кунико, ее скульптура была вдохновлена оперением птиц – его легкостью, гибкостью и повторяющимися паттернами. Маэда, изучавшая традиционную японскую резьбу по дереву и вышивку, считает важным сочетать передовые технологии и народные ремесла. Бумагу для нее нарезает робот, а готовые объекты она соединяет прозрачными нитками, чтобы создать ощущение полета. 

Иланн Фогт. Фото: Ilann Vogt

Выбрав в качестве эмблемы работу Кунико Маэды, устроители Биеннале ремесел заявили о своих приоритетах: экология, технология и курс на сближение с современным искусством. Художник Эльвин Набизаде добавил бы к этому списку еще одну важную ценность – традицию. 

Эльвин не первый раз выставляется на Révélations: год назад он представил здесь инсталляцию «День и ночь» – сферическую композицию из традиционных музыкальных инструментов. В этом году Набизаде выставил во Временном Гран-пале свою знаменитую работу «Под одним солнцем», в 2017 году побывавшую на Венецианской биеннале. Сложная конструкция представляет собой арку, сложенную из 44 азербайджанских сазов.

Лоранс Бернар. Фото: Lisa Derevycka

«Саз для меня особый инструмент, во всех смыслах первый. С ним ходили по деревням наши ашуги, рассказывая эпосы, истории и помогая словам музыкой. И это был первый инструмент, к которому я прикоснулся: в детстве мне его показал отец, – рассказывает Эльвин. – Я взял на себя ответственность работать с сазом, чтобы ощущать себя в родной среде, и искал форму, которая была бы говорящей и эффектной с визуальной точки зрения. 

Есть предание, что если пройти под радугой, то обретешь счастье. Я даю людям шанс пройти под радугой. И в то же время это путь, который проходит солнце от заката до рассвета».

Работа Эльвина не выглядит прямым цитированием его венецианского проекта. Специально для парижской ярмарки художник переработал концепцию: закрыл часть инструментов красной металлической крышкой, отражающей свет. Таким образом мотив арки переосмыслен: теперь это не только сулящая счастье радуга, но и триумфальная арка, символизирующая победу.

Джейд. Фото: Ateliers d'Art de France

Объекты других участников парижской Révélations ничуть не уступают по концептуальности выставочным проектам Венецианской биеннале. Француженку Анн Софи Валле интересуют отношения между человеческим телом и повседневными объектами. Она создает скульптуры и предметы интерьера, призванные усилить тактильные ощущения. «Меня интересует, как человек осознает свое тело через материалы, с которыми взаимодействует. И я категорически против соблазнов потребительской культуры – мои объекты могут показаться неэстетичными в традиционном понимании», – говорит Валле.

Художница Лоранс Бернар соединяет живопись и вышивку, давая вторую жизнь изношенным льняным тканям. Из них Бернар создает мобильные двусторонние панели, которые могут перемещаться по пространству, привнося поэзию в общественные места.

Махмуд Абдраббо. Фото: Dina Shoukry - Mahmoud Abdrabboh

Дизайнер Иланн Фогт исследует родство между текстилем и текстом, создавая свои произведения из бумажных страниц, нарезанных полосками. Полоски ловко сплетаются, смешивая «Вечность» Артюра Рембо, «В поисках утраченного времени» Марселя Пруста, гомеровскую «Одиссею» и «Превращение» Кафки. Таким образом, текстильный объект превращается в гипертекст, соединяющий сюжеты мировой литературы. К литературе так или иначе апеллируют в своих работах и другие участники Révélations. Например, дизайнер Флоранс Госсек называет себя «создательницей поэтических объектов»: для своих композиций с флористическими мотивами она гнет латунную и медную проволоку, сочетая невесомые материалы с тяжестью бетонных конструкций и необработанного дерева. А парижская керамистка Джейд создает глиняных персонажей, пришедших из народного фольклора и волшебных сказок.

Анн Фит Гайс. Фото:Alex Gallosi

В этом году устроители Биеннале пригласили кураторов международной выставки Le Banquet представить самые смелые объекты современного регионального дизайна из Африки, Азии, Европы и Ближнего Востока. Вот уроженец Руанды Седрик Мизеро – скульптор и эссеист, тесно связанный с культурой и обычаями своей страны. Используя традиционные материалы и формы, он создает очень современные объекты из дерева. Египетский дизайнер Махмуд Абдраббо показал остроумный проект, исследующий метаморфозы таких простых бытовых объектов, как деревянная скамья и сушка для белья. А португальская керамистка Анабела Камело обращается к национальному ландшафту, сочетая «магию воды, песка и света Атлантического океана».

Многие мастерские Révélations удивили свежими сочетаниями материалов и техник. К примеру, Анн Фит Гайс любит комбинировать дерево, медные листы, бумагу, текстиль и переработанные материалы собственного производства: из всего этого она создает декоративные барельефы, располагающие к созерцанию и медитации. Одри Джезик делает скульптуры из керамогранита, работая на контрасте между мягкостью линий и грубостью материала. Своих фантастических героев она называет Великими Доде. Соленн Жоливе ищет новые способы изготовления «текстильной поверхности»: отказавшись от традиционных техник, она использует пряжу в качестве живописного материала.

separator-icon
Седрик Мизеро. Фото: Ateliers d'Art de France
Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»