Азербайджанские ковры представлены в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже
Исполнительный директор Фонда Гейдара Алиева Анар Алакбаров, художник по коврам Эльдар Микаилзаде, ковроткач Зумруд Гусейнзаде, художник по коврам Афет Махмудова. Фото: Azertag

Серия ковров и эскизов, созданных по мотивам росписей ханского дворца в Шеки, была представлена на выставке «Новые открытия: новые мотивы в азербайджанском ковроткачестве, или Метаморфозы росписей Дворца шекинских ханов» в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже.

У парижской выставки оказалось сразу три повода: десять лет назад азербайджанское ковроткачество включили в Список нематериального культурного наследия человечества, в 2017 году Шеки – в Сеть творческих городов ЮНЕСКО в номинации «Ремесла», а в прошлом июле на прошедшей в Баку 43-й сессии Комитета всемирного наследия исторический центр Шеки с Дворцом шекинских ханов вошел в Список объектов всемирного наследия. Экспозицию, организованную Фондом Гейдара Алиева совместно с посольством и постоянным представительством Азербайджана при ЮНЕСКО, открыл исполнительный директор Фонда Гейдара Алиева Анар Алакбаров. Всего демонстрировалось 13 ковров, а также эскизы и технические рисунки, по которым они были сделаны. Устроители выставки заявили, что эти работы должны сформировать новую школу и поставить еще одну метку на карте ковроделия.

Хотя на территории Азербайджана не было ни одного региона, где бы не ткали ковров, искусствоведы не выделяют ковры из Шеки в отдельную стилистическую группу, как, например, тебризская или карабахская. Новая школа, которую имели в виду организаторы выставки, – это школа народного художника Азербайджана Эльдара Микаилзаде, ученика прославленного ковродела Лятифа Керимова: именно он создал все представленные на выставке произведения. Микаилзаде трудился над этой серией несколько лет, внимательно изучая неисчерпаемые сокровища убранства ханского дворца в Шеки, построенного во второй половине XVIII века. Дворец этот часто сравнивают с искусно вырезанной шкатулкой, наполненной драгоценными украшениями. Стены залов с нишами, сталактитовые своды мукарны, дымоходы, потолки – все поверхности, куда ни взгляни, покрыты панно, фресками, росписями, выполненными по большей части народными мастерами.

Ковер «Охота хана»

Художники по коврам, осуществившие проект, изучили свое дело достаточно хорошо, чтобы экспериментировать, не нарушая канонов. Разомкнув и разделив на элементы орнаментальные и сюжетные росписи шекинского дворца, Микаилзаде изменил и вновь объединил их в новые мотивы, а последние, в свою очередь, превратил в причудливые композиции, подчиненные традиционным симметрии и ритму.

В ковре «Охота», посвященном художникам Шеки, растительный орнамент ислими оживает, преображаясь в реальных или фантастических животных в сложных ракурсах, в сцены борьбы, фигуры лучника или коленопреклоненного человека. «Охота хана» и «Война и мир» – сюжетные ковры, любимый жанр мастера – объединены в диптих общей повествовательной линией, в которой участвует около 200 персонажей. Во дворце сцены из жизни правителей изображены на узких фризах, на эскизах же они похожи на листы из книги миниатюр.

Ковры были сотканы по рисункам Эльдара Микаилзаде за два года при поддержке Фонда Гейдара Алиева. В проекте участвовали еще шесть художников и 14 ткачей. Шелк и шерсть окрашивали натуральными пигментами; чтобы получить необходимые оттенки – их около 170 – тонкие нити разных цветов раскручивали и сплетали из них новую. Мастера следили за каждым узлом, иногда корректируя эскизы и меняя узоры или пропорции. Это была ювелирная работа.

Впервые готовые ковры были показаны в 2019 году на Днях азербайджанской культуры в Каннах. Один из посетителей, житель Канн Филипп Жюж, рассказал, что прошлогодняя выставка в павильоне Gare Maritime настолько его воодушевила, что он ходил туда каждый день, а позже побывал в Азербайджане и освоил азы ремесла. В этом году проект отправится в турне по другим французским городам – и, возможно, прибавит учеников азербайджанским ковроткачам.

separator-icon
Ковер «Война и мир»
Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»