Фестиваль Насими прошел в Баку
В день открытия фестиваля. Фото: Адыль Юсифов

Второй Фестиваль поэзии, искусства и духовности Насими, прошедший в Азербайджане, совпал с юбилеем выдающегося мыслителя Средневековья.

2019 год в связи с 650-летием со дня рождения Имадеддина Насими был объявлен Годом Насими распоряжением Президента Азербайджанской Республики Ильхама Алиева. Мероприятия, посвященные мыслителю, проходили по всей стране, а апофеозом стал Фестиваль поэзии, искусства и духовности Насими, организованный Фондом Гейдара Алиева и Министерством культуры Азербайджана. Уже второй год подряд этот проект на языках разных видов искусства рассказывает о наследии великого поэта, философа, гуманиста и мистика, родившегося в 1369 году близ Шемахи. Четыре дня вместили в себя около 30 мероприятий – от вечеров поэзии, лекций, концертов и выставок до неожиданных перформансов, конкурсов и презентаций.

Певец азербайджанского происхождения Сами Юсуф, принявший участие в фестивале Насими, получил Почетный диплом Президента Азербайджанской Республики из рук Первого вице-президента Азербайджана Мехрибан Алиевой.

Праздник начался в сердце Баку – Ичери шехер. Во Дворце Ширваншахов художники и скульпторы из Азербайджана, Узбекистана, Ирана и Турции пытались разгадать «Ирфанские тайны» (ирфан в исламе – сакральное знание о Боге, которое достигается путем внутренних озарений). В залах дворцового комплекса разместились картины и инсталляции: фигуры в разноцветных клетках, гора бумаги будто только что из шредера… А снаружи на древних стенах появилось 50 двустиший Имадеддина Насими, зашифрованные дизайнером Тимуром Амирхановым в виде двухмерного QR-кода. Выставка стала частью арт-проекта «Реинкарнация 6», который длится уже несколько лет: его главная цель – посредством современного искусства «оживить» памятники культурного наследия Азербайджана.

Выставка «Ирфанские тайны» во Дворце Ширваншахов. Фото: Адыль Юсифов
Выставка «Ирфанские тайны» во Дворце Ширваншахов. Фото: Адыль Юсифов

На площади у Парных ворот развернулась ярмарка декоративно-прикладного искусства: украшения, миниатюры, ковры, батик, изделия из металла и дерева, национальные костюмы от 50 мастеров из 35 стран исламского мира. Этот первый Бакинский международный фестиваль ремесленников «Народные ремесла», организованный Международным центром изучения культуры, искусства и истории ислама (IRCICA) при участии управления Государственного историко-архитектурного заповедника «Ичери шехер», обещает стать традицией.

Рядом с Центром Гейдара Алиева в эти дни появилась пугающая «Комната бессмертия» – самая крупная инсталляция персональной выставки известного турецкого художника Ахмета Гюнештекина, разместившейся в центре и приуроченной к фестивалю. Работа, посвященная Насими, представляет собой разбросанные вокруг клетки буквы – символ догм хуруфизма, который исповедовал мыслитель.

Ахмет Гюнештекин. Комната бессмертия.

На родине Насими, в селе Мейсяри Шемахинского района, художник-концептуалист Рашад Алакбаров представил работу «Дух Насими». Скульптура – склонивший голову мыслитель – сконструирована из переплетенных металлических прутьев, которые отбрасывают тени при ярком солнце и почти бесцветны в пасмурный день. Вдохновением для Алакбарова, как он признался, стала строчка из бейта Насими «Скорей смотри на ясный лик мой: я в эту ясность не вмещусь». «Я сделал инсталляцию прозрачной, чтобы со всех сторон можно было увидеть не только очертания поэта, но и окружающий мир. Потому что творчество, мысли и наследие Насими открыты всему человечеству, призывают к гармонии, красоте и совершенству», – сказал Рашад Алакбаров. 

Фестиваль «Народные ремесла». Фото: Адыль Юсифов
Фото: Адыль Юсифов

В Центре творчества Максуда Ибрагимбекова вице-президент Фонда Гейдара Алиева Лейла Алиева, одна из инициаторов фестиваля Насими и активный его участник, совместно с поэтом и драматургом Лейлой Бегим-Джафаровой представила поэтический спектакль «Лейла. Fons Vitae». Fons Vitae (в переводе с латыни – «источник жизни») – название главного труда еврейского поэта и философа XI века Соломона ибн Габироля, в котором тот размышляет о Боге, мудрости и воле. Габироль писал на арабском и, подобно Насими, был мистиком и вольнодумцем, выказывал независимость от религиозных и прочих догм. Режиссером необычного спектакля, в котором прозвучали стихи древних поэтов и современных поэтесс, стал народный артист Азербайджана Вагиф Асадов.

«Я счастлив, я знаю, что бога в себе воплотил», – писал поэт. Как считает исследователь творчества Насими доктор филологии Абузар Багиров, «познание и самопознание Вселенной и Всевышнего – непреходящие мотивы поэзии Насими, значимые в его концепции совершенной личности. Разум – величайшее благо, дарованное человеку Аллахом». О различных религиозных и мистических концепциях развития судьбы человека и определяющих ее законов говорил профессор Алексей Ситников на лекции «Karmalogic. 54 закона судьбы» в Мугам-центре. Исследователь считает «цель» важнейшим фактором в человеческой судьбе и заявляет: «После принятия решения сомнения недопустимы. Ни один курс, лекция, книга не делают человека лидером. Человека лидером делает жизнь».

«Мир не стоит, так пусть твои придут в движенья дни.

Мир блеском, мишурой покрыт – обманчивы они.

Не станет время ждать тебя, оно уйдет вперед.

О прозорливый, в этот мир поглубже загляни»

Насими
Вице-президент Фонда Гейдара Алиева Лейла Алиева и драматург Лейла Бегим-Джафарова на спектакле «Лейла. Fons Vitae».

В рамках II Фестиваля поэзии, искусства и духовности показали документальный фильм Олега Шоммера «Свет за окном», снятый при поддержке Фонда Гейдара Алиева и Бакинского медиацентра и удостоенный премии «ТЭФИ-Содружество». Что нужно сделать, чтобы добро победило в вечном противостоянии со злом? На этот вопрос пытаются ответить герои ленты: бывший заключенный, основавший благотворительную организацию; девушка в инвалидном кресле, которая занимается бальными танцами и прыгает с парашютом; борющиеся за жизнь дети с тяжелыми онкологическими заболеваниями и их самоотверженные родители. «Задача фильма – побудить людей к добру, – прокомментировала Лейла Алиева, генеральный продюсер и автор идеи картины. – Уверена, что все и так делают добро, но добра много не бывает». 

Проблемам экологии и сохранения природы была посвящена приуроченная к фестивалю Насими выставка «От отходов к искусству», в восьмой раз прошедшая в Государственном историко-этнографическом заповеднике «Гала». Работы 21 художника-скульптора из 14 стран представляли попытку не только найти художественное применение мусору (художники использовали газеты, металлолом, пенопласт, пластик, камень), но и ответить на вечные вопросы: что есть красота, на что способен человеческий разум, как сохранить память о прошлом. Также в рамках выставочной программы фестиваля в краеведческом музее Шемахи открылась экспозиция миниатюр XV века «Шемахинская антология», собранная профессором Тебризского исламского университета искусств Ирана Керимом Мерзеи.

В рамках фестиваля Насими были подведены итоги двух конкурсов. В Азербайджанском национальном музее ковра прошел смотр лучших ковровых эскизов, посвященных творчеству великого поэта. И соревнования на лучшее поэтическое произведение в духе Насими среди участников проекта SÖZ Минкультуры Азербайджана.

Открытие итоговой выставки конкурса ковровых эскизов в Музее ковра.

Традиционно музыка занимает отдельное место в программе фестиваля Насими. В этом году на празднике играл афганский оркестр Zahra, азербайджанские Detaché и İnci, пела Алмаханым Ахмедли. Таллинский хор мальчиков выступил с широким международным репертуаром во Дворце Ширваншахов и католической кирхе. В Филармонии им. М. Магомаева джазмен, заслуженный артист Азербайджана пианист Салман Гамбаров представил международный проект «Искренние диалоги»: его музыкальными собеседниками стали француз Мишель Годар, играющий на старинном духовом инструменте серпенте, китайский исполнитель Ву Вей, виртуозно освоивший древний шен, и немецкая исполнительница барочной музыки сопрано Маргрит Бухбергер. А в Государственном академическом театре оперы и балета прозвучала китайская опера «хуэй цзюй». Постановка «Испуганная душа» Национального театра провинции Аньхой – это шекспировский «Макбет», перенесенный в китайскую эпоху Весен и Осеней (период Чуньцю, VIII–V века до н. э.).

«Я самый тайный клад всех кладов, я очевидность всех миров,

Я драгоценностей источник – в моря и недра не вмещусь»

Насими
Выступление Таллинского хора мальчиков.

Закрылся фестиваль в Центре Гейдара Алиева гала-концертом, на котором выступили пианист Дэн Тепфер, ханенде Эльсевяр Мурадов, музыканты из Турции, Ирана, Иордании, Марокко и США, а также симфонический оркестр имени Узеира Гаджибейли и ансамбль старинных музыкальных инструментов «Эхо веков» при Национальной консерватории. Композиторы Рахиля Гасанова и Аяз Гамбарли представили свои произведения «Колыбельная для звезд» для симфонического оркестра и «Мозаика», написанная специально для фестиваля Насими. В церемонии закрытия приняли участие Первый вице-президент Азербайджана Мехрибан Алиева, вице-президент Фонда Гейдара Алиева Лейла Aлиeва и другие официальные лица.

Закрытие фестиваля.
Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»