«Эту фотографию сделал мой друг, фотограф Халид Зейналов. Думаю, это такой обычай у фотографов. Ты видишь сцену: луч света, сочетание цветов или геометрии – и тебе не хватает человека в кадре. И если ты дружишь с фотографом, то становишься тем самым человеком. Почти все мои портреты сняты так».
Пустые улицы, рыбаки, ждущие улова, девушки, смотрящие на море, звонящие из таксофонов люди – каждый кадр Фуада Шафиева похож на короткометражку со своей, особенной драматургией. «Не всегда эта история имеет видимый финал, но при определенном воображении его всегда можно додумать», – уверен фотограф.
«Фото сделано с парома, на котором катают туристов. Мы часто проходим мимо такого рода развлечений, а зря: иногда интересно посмотреть на город, в котором живешь, с непривычного ракурса».
«Обычно я ищу историю, сюжет», – говорит о своем творческом методе Фуад Шафиев. Его интерес к фотографии начался с любви к кино: пытаясь разобраться в построении и драматургии кадра, Фуад в 2016 году принялся снимать на смартфон, затем приобрел первую камеру Canon EOS 650D («многие с нее начинают») и стал бродить по Баку в поисках тех самых историй. «У меня не было конкретного желания делать документальные, репортажные или, скажем, свадебные съемки. Я вообще не знал никаких жанров фотографии, просто снимал все, что казалось интересным».
«Люди у берега, смотрящие на море, всегда кажутся драматичнее, чем есть на самом деле. Эта девушка напомнила мне Сарагину из фильма «Восемь с половиной» Феллини. Правда, не в момент съемки, а позже, когда я рассматривал фотографию».
Свои снимки он сравнивает с рассказами О. Генри из прочитанного еще в школе сборника «Четыре миллиона»: короткие, но насыщенные драматическими перипетиями.
Новеллы классика американской литературы вдохновили Фуада попробовать сделать что-то похожее при помощи фотокамеры. «Не могу сказать, что снимаю в жанре уличной фотографии, у меня скорее фикшен, – уточняет он. – Сложно объяснить, как находится такой кадр. Ты оказываешься в локации и видишь сначала одну деталь, потом – вторую, если повезет, они как-то состыковываются, и получается какая-то история. Она может быть незаконченной, но ведь ее легко додумать, завершить в собственной голове».
«Был красивый закат. Надвигались тучи. Поднимался ветер. Я хотел сфотографировать город. Свет как-то особенно ложился. Инсталляция оказалась очень кстати рядом. И подчеркнула это настроение».
Шафиев родом из Гусар, но вырос в столице. Никакого образования в сфере искусств он не получал – окончил Бакинский государственный университет, факультет международного права, хотя по специальности так и не работал. Участвовал в организации крупных ивентов типа World Cup и Formula 1 в Азербайджане, но не как фотограф, да и вообще коммерческой съемкой не занимался. «Мне это было неинтересно», – поясняет Шафиев. Он восхищается фильмами Джима Джармуша, непревзойденного мастера находить поэзию в повседневности. В поисках вдохновения обращается и к литературе, и к живописи: его любимый писатель – Джером Дэвид Сэлинджер, художник – Эдвард Хоппер, нередко писавший пустые автострады, старые дома и одиноких людей.
«Это было странное лето. Нас пытались запереть в домах, заставляли носить маски, меньше общаться. Хотя по фото так не скажешь. Может, потому что лето?»
Недавно Шафиев завершил проект Day For Night, название которого – термин из мира кино, обозначающий съемку ночных сцен днем. «На этом основан концепт: кино любит создавать иллюзию, выдавать день за ночь, вымысел за реальность. Я отобрал 24 кадра, которые объединяет тема иллюзии».
«Свет красиво падал. Этого было достаточно, чтобы привлечь мое внимание. Потом я увидел остальные детали. Человека за стеклом, отражение города. Тот случай, когда несколько элементов сошлись воедино».
Как реагируют люди, когда Фуад направляет на них свою камеру? «Если понимаю, что реакция может быть негативной, то, конечно, прошу разрешения снять, – рассказывает Шафиев. – Многие соглашаются. Но в этом случае я рискую тем, что из кадра уйдет естественность, спонтанность: человек смотрит в камеру, и магия пропадает. Порой и конфликты случаются: люди подходят, требуют удалить снимки. Чаще я удовлетворяю их просьбу. Но была, например, история, когда я решил сфотографировать женские ноги в туфлях, создающие очень красивую линию. Хозяйка ног заметила, была недовольна, но я показал ей результат, объяснил, почему это красиво, и она со мной согласилась».
«Мне понравилось, как они сидят лицом к лицу и о чем-то беседуют. Может, о том, почему хот-доги называют хот-догами, или правильно ли Великобритания делает, что выходит из Европейского союза. Или обсуждают последнюю серию «Игры престолов». Или же говорят о том, что 2019-й будет последним годом без природных катаклизмов и международных конфликтов».
«Если бы я рыбачил, то хотел бы, чтобы меня кто-нибудь так сфотографировал».
«Мне почему-то всегда хочется снимать людей, звонящих из таксофонов. Наверное, потому что такая сцена сразу подразумевает историю. А тут еще и дождь. Этот кадр я снимал на кинопленку. И пленку не стоило заправлять в «мыльницу». Это был единственный кадр, который хорошо получился. Но именно за него я и беспокоился».
«Было прекрасное лето. Эти спасательные круги символизируют… Шучу, они ничего не символизируют. В этом нет необходимости, когда в кадре люди, отдыхающие у моря, а рядом резвится их пес».
«Небо очень красиво отражалось в море в этот вечер. Поверхность воды была гладкой и казалась продолжением неба. Я сделал несколько кадров с этим мальчиком. Выбрал тот, где он смотрит прямо в камеру, ломая четвертую стену».
«Мне понравилось, как эти цветные стулья выглядели на фоне серого декабрьского дня».
«Был очень густой туман, не каждый день такой опускается на Баку. Мне захотелось выйти поснимать. Наверное, есть другая история, которая тоже начинается со слов «Был очень густой туман, мне захотелось выйти покормить чаек…» Я рад, что наши истории пересеклись».