В Азербайджанском национальном музее ковра открылась выставка «Великолепие азербайджанского ковра. Сокровищница периода Сефевидов».
Старинные азербайджанские ковры хранятся во множестве музеев мира и в частных собраниях. Уроженец Тебриза Амир Оскоуэ – один из таких коллекционеров, причем уже во втором поколении. «Отец всю жизнь собирал всевозможные старинные предметы, – говорит он. – Меня же с самого начала привлекали исключительно ковры и изысканный текстиль».
Свои первые знания о традиционном ковроделии Амир получил на знаменитом базаре в Тебризе, где трудился его отец. Но настоящую школу он прошел у известного тебризского продавца ковров Хассана Ахани: тот ввел его в курс всех тонкостей ремесла и на¬учил распознавать ценность ковра.
Набравшись опыта и знаний, Амир открыл собственный магазин, но этим не ограничился: «Я не задавался целью продать ковер. Важнее для меня было проникнуть в его суть, прочувствовать его душу». Молодой человек принялся осваивать искусство реставрации и постепенно в нем весьма преуспел.
Переехав в США почти два десятилетия назад, Оскоуэ пару лет проработал в бостонской компании Landry & Arcari Rugs Company, а затем решился основать свое дело. Так в городке Норт-Рединг, штат Массачусетс, открылась галерея Amir Textiles and Rugs.
Регулярно бывая на американских аукционах, Амир столкнулся с проблемой неправильной атрибуции старинных ковров, в разное время вывезенных из регионов Азербайджана. В 2018 году Амир Оскоуэ начал коллекционировать редкие дворцовые ковры, а через год ему посчастливилось познакомиться с Джимом Диксоном, ландшафтным дизайнером и выдающимся знатоком исламского искусства, ковров в частности. Амир побывал у коллекционера в Калифорнии. Дом был окружен цветущим садом, а внутри находился не менее яркий сад из цветочных орнаментов: каждый дюйм покрывали ковры. Хозяин и гость долго говорили о том, что волновало обоих. Диксон показывал предметы своего собрания и рассказывал о каждом так, будто читал стихи.
Когда в 2020 году Диксона не стало, его коллекция была выставлена на аукцион. Амир Оскоуэ приобрел из нее 40 предметов, в том числе восемь ковров эпохи Сефевидов. Правление этой тюркской династии в XVI–XVIII веках стало золотым веком изобразительного искусства, архитектуры и ковроткачества. А первой столицей Сефевидского государства, одним из главных центров Востока был Тебриз, родной город Оскоуэ. Круг замкнулся.
Сегодня коллекционер подарил бакинцам возможность увидеть свое поистине уникальное собрание – именно так его оценила Амина Меликова, директор Азербайджанского национального музея ковра, выступая на открытии выставки, организованной совместно с Министерством культуры Азербайджана, компанией bp Azerbaijan, Американо-азербайджанской торговой палатой, авиакомпанией Silk Way West Airlines и компанией Terra Leone.
Помимо ковров Оскоуэ привез роскошные вышивки дворцовых мастериц XVII–XVIII веков, которые могли использоваться как покрывала, скатерти, настенные украшения. В тот период расширялось производство ковров и предметов роскоши в Ширване, Карабахе, Баку и Губе. Мастера-ткачи создавали все более грандиозные работы, черпая вдохновение не только в окружающей природе, но и в искусстве миниатюры. Чтобы подчеркнуть эту связь, коллекционер включил в экспозицию редчайшую миниатюру XVI века.
Развитие культуры и ремесел в регионе достигло зенита при шахе Аббасе I Великом (годы правления – 1588–1629). Предание гласит, что правитель настолько любил ковровое искусство, что в свободную минуту сам мог сесть за небольшой станок. Дворцы знати украшались коврами «Афшан», «Годжа» и «Хатаи» – именно такие представлены на выставке. Для ковров «Афшан» характерно «распыление» по ковровой поверхности сложного узора в виде спирали. Цветовая гамма включает в себя оттенки сердолика, охры, шафрана, глубокого индиго и зеленого. Ковры «Годжа» (от названия села Ходжавенд) относятся к карабахской группе. Их художественное построение сформировалось под воздействием композиций ковров «Афшан». Абстрактными изображениями дракона в виде стилизованных ветвей украшены ковры «Хатаи». Их еще называют «драконовые».
Традиционное мастерство на выставке гармонично сочетается с современными технологиями. Видеоработа, созданная с помощью искусственного интеллекта, переносит посетителя в далекое прошлое и в деталях показывает, как рождались дворцовые ковры эпохи Сефевидов.
Выставка продлится до 10 мая 2025 года.