Ковры из коллекции Амира Оскоуэ на выставке в Музее ковра
Справа: заместитель министра культуры Азербайджанской Республики Саадат Юсифова, директор Азербайджанского национального музея ковра Амина Меликова и коллекционер Амир Оскоуэ

В Азербайджанском национальном музее ковра открылась выставка «Великолепие азербайджанского ковра. Сокровищница периода Сефевидов».

Старинные азербайджанские ковры хранятся во множестве музеев мира и в частных собраниях. Уроженец Тебриза Амир Оскоуэ – один из таких коллекционеров, причем уже во втором поколении. «Отец всю жизнь собирал всевозможные старинные предметы, – говорит он. – Меня же с самого начала привлекали исключительно ковры и изысканный текстиль».

Свои первые знания о традиционном ковроделии Амир получил на знаменитом базаре в Тебризе, где трудился его отец. Но настоящую школу он прошел у известного тебризского продавца ковров Хассана Ахани: тот ввел его в курс всех тонкостей ремесла и на¬учил распознавать ценность ковра.

Набравшись опыта и знаний, Амир открыл собственный магазин, но этим не ограничился: «Я не задавался целью продать ковер. Важнее для меня было проникнуть в его суть, прочувствовать его душу». Молодой человек принялся осваивать искусство реставрации и постепенно в нем весьма преуспел.

Переехав в США почти два десятилетия назад, Оскоуэ пару лет проработал в бостонской компании Landry & Arcari Rugs Company, а затем решился основать свое дело. Так в городке Норт-Рединг, штат Массачусетс, открылась галерея Amir Textiles and Rugs.

Ковер карабахской группы. Конец XVII века.

Регулярно бывая на американских аукционах, Амир столкнулся с проблемой неправильной атрибуции старинных ковров, в разное время вывезенных из регионов Азербайджана. В 2018 году Амир Оскоуэ начал коллекционировать редкие дворцовые ковры, а через год ему посчастливилось познакомиться с Джимом Диксоном, ландшафтным дизайнером и выдающимся знатоком исламского искусства, ковров в частности. Амир побывал у коллекционера в Калифорнии. Дом был окружен цветущим садом, а внутри находился не менее яркий сад из цветочных орнаментов: каждый дюйм покрывали ковры. Хозяин и гость долго говорили о том, что волновало обоих. Диксон показывал предметы своего собрания и рассказывал о каждом так, будто читал стихи.

Когда в 2020 году Диксона не стало, его коллекция была выставлена на аукцион. Амир Оскоуэ приобрел из нее 40 предметов, в том числе восемь ковров эпохи Сефевидов. Правление этой тюркской династии в XVI–XVIII веках стало золотым веком изобразительного искусства, архитектуры и ковроткачества. А первой столицей Сефевидского государства, одним из главных центров Востока был Тебриз, родной город Оскоуэ. Круг замкнулся.

Сегодня коллекционер подарил бакинцам возможность увидеть свое поистине уникальное собрание – именно так его оценила Амина Меликова, директор Азербайджанского национального музея ковра, выступая на открытии выставки, организованной совместно с Министерством культуры Азербайджана, компанией bp Azerbaijan, Американо-азербайджанской торговой палатой, авиакомпанией Silk Way West Airlines и компанией Terra Leone.

Ковер карабахской группы с изображением дракона и феникса. Конец XVII века

Помимо ковров Оскоуэ привез роскошные вышивки дворцовых мастериц XVII–XVIII веков, которые могли использоваться как покрывала, скатерти, настенные украшения. В тот период расширялось производство ковров и предметов роскоши в Ширване, Карабахе, Баку и Губе. Мастера-ткачи создавали все более грандиозные работы, черпая вдохновение не только в окружающей природе, но и в искусстве миниатюры. Чтобы подчеркнуть эту связь, коллекционер включил в экспозицию редчайшую миниатюру XVI века.

Развитие культуры и ремесел в регионе достигло зенита при шахе Аббасе I Великом (годы правления – 1588–1629). Предание гласит, что правитель настолько любил ковровое искусство, что в свободную минуту сам мог сесть за небольшой станок. Дворцы знати украшались коврами «Афшан», «Годжа» и «Хатаи» – именно такие представлены на выставке. Для ковров «Афшан» характерно «распыление» по ковровой поверхности сложного узора в виде спирали. Цветовая гамма включает в себя оттенки сердолика, охры, шафрана, глубокого индиго и зеленого. Ковры «Годжа» (от названия села Ходжавенд) относятся к карабахской группе. Их художественное построение сформировалось под воздействием композиций ковров «Афшан». Абстрактными изображениями дракона в виде стилизованных ветвей украшены ковры «Хатаи». Их еще называют «драконовые».

Традиционное мастерство на выставке гармонично сочетается с современными технологиями. Видеоработа, созданная с помощью искусственного интеллекта, переносит посетителя в далекое прошлое и в деталях показывает, как рождались дворцовые ковры эпохи Сефевидов.

Ковер губинской группы. Конец XVIII века.

Выставка продлится до 10 мая 2025 года.

Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»