Проект под кураторством председателя правления ООО «Азерхалча» Эмина Маммадова был приурочен к проведению Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата СОР29. Партнером выставки выступила компания «Азерхалча», основной производитель ковров в Азербайджане.
На предприятии ковры изготавливают строго в соответствии с традициями школ ковроткачества, разрабатывают новые орнаменты на основе древних великих ковров, хранящихся в музеях мира. Работы мастериц «Азерхалчи», такие как ковры «Челеби», «Челеби барда» и «Гасымушагы», можно увидеть на выставке.
Последние полгода ткачихи были заняты выполнением специального заказа Бакинского порта – создавали ковры с изображениями восьми знаменитых азербайджанских маяков: «Амбуран», «Абшерон», «Шувелан», «Чилов», «Наргин (Бёюк-¬Зиря)», «Лянкяран», «Санги-Мугань» и «Кюр дили». Полотна по эскизам дизайнеров предприятия ткали в смешанной технике из окрашенных вручную шерсти и шелка. Срезанные со станка ковры доводили до совершенства с помощью особой обработки: на поверхности появлялся 3D-эффект, шерсть становилась матовой, шелк приобретал дополнительный блеск.
Впрочем, каспийские маяки красивы и без спецэффектов. Большинство этих архитектурных памятников было возведено в XIX столетии. Самый старый – Лянкяранский маяк – и вовсе появился в конце XVIII века. Маяк на острове Бёюк-Зиря освещает путь судам, входящим в Бакинскую бухту, с 1907 года заменив в этом качестве Девичью башню. Абшеронский маяк, самый большой на полуострове, построили на высокой скале в 1860 году, после того как неподалеку потерпел крушение пароход «Куба». Башня стала объектом культурного наследия и предметом гордости морского порта.
Научные институции по всему миру занимаются исследованием, охраной и реставрацией маяков. Результаты этих исследований, а также материалы из азербайджанских и зарубежных архивов войдут в 150-страничное издание под названием «Маяки», которое сейчас готовится к публикации. Об этом на открытии выставки сообщил Талех Зиядов, генеральный директор ЗАО «Бакинский международный морской торговый порт».
В своем выступлении на вернисаже Эмин Маммадов подчеркнул: «Азербайджанское народно-прикладное искусство и его ветвь – ковроткачество занимают важное место в истории культуры азербайджанского народа, это часть его национальной идентичности. Помимо сохранения наследия ковроткачества, немаловажным является дальнейшее развитие этого искусства, создание новых ковров».