«Восточный базар» в Музее Востока
Крытый базар в Бухаре. 1929. Павел Беньков

Выставка под названием «Восточный базар», рассказывающая об этом удивительном историческом и культурном феномене, открылась в Государственном музее Востока к 105-летию его основания.

В семи залах представлено более 150 живописных произведений художников Средней Азии, Кавказа и России. В своих работах они запечатлели богатство и роскошь базаров Самарканда и Баку, Бухары и Ташкента. В экспозиции куратора Светланы Хромченко полотна Александра Волкова, Павла Бенькова, Владимира Фаворского соседствуют с произведениями Алекпера Рзакулиева, Евгения Кравченко, Ирины Жданко, Лали Замбахидзе, Юрия Кириченко, Галины Конопацкой, Нурии Иманалиевой…

Часть работ никогда ранее не покидала запасников и экспонируется впервые. Экспозицию дополняют археологические находки, предметы традиционного восточного торга, редкие артефакты из частных коллекций. Портреты, бытовые зарисовки, пейзажи – разные жанры намеренно перемешаны, образовывая полифонию голосов и настраивая зрителя на атмосферу восточного базара. Что же он такое и почему говорить о нем необходимо отдельно как о масштабном и целостном явлении, оставившем глубокий след в истории Востока?

Лист из серии «Самарканд». 1943. Владимир Фаворский

Издавна восточный базар являлся центром культурной, политической и социальной жизни города. Как правило, он располагался на главной площади, которая часто имела и другое название – базарная. С раннего утра до поздней ночи здесь бурлила жизнь. Последние новости и городские сплетни обсуждались именно тут. В этом многоголосом пространстве, свободном от социальных условностей, знакомились люди разного статуса. Сюда стекались путешественники и торговцы из разных уголков мира, привозившие диковинные товары и впечатления. Здесь можно было встретить обладателей сакрального знания – таинственных дервишей или поэтов-менестрелей. Говорят, порой даже правитель, переодевшись гончаром или дехканином, бродил меж торговых рядов и с интересом слушал, что говорит о нем простой люд.

У чайханы. Узбекистан. 1962. Нина Кашина

Волшебные краски, пряные ароматы, калейдоскоп лиц и персонажей – именно эта картинка так восхищала художников. Почти все они, попав сюда однажды, возвращались, желая вновь окунуться в чудесный праздник жизни. В этой многогранной роскоши живописцы черпали вдохновение, и у каждого удивительным образом проявлялся свой базар, не похожий на те, что шумели на холстах собратьев по цеху.

Сапожник. Узбекистан. Начало 1920-х. Михаил Курзин

На полотне признанного классика XX века Павла Бенькова – крытый базар Бухары: от палящего солнца торговые ряды часто защищали арочными сводами, а на перекрестках сооружали купольные постройки. Сочные, яркие цвета костюмов, таинственный полумрак и бегущая куда-то вглубь улица – кажется, будто автор приглашает зрителя вместе прогуляться по ней. Если Беньков запечатлел масштабную панораму базара, то другого мастера начала века, Александра Волкова, интересуют бытовые сцены: вот на полотне, созданном почти сто лет назад, в 1928 году, продавцы фруктов. Они встречают посетителей в центральном зале выставки: три умиротворенные, монументальные фигуры заполняют собой все пространство холста.

У Девичьей башни. 1960–1965. Алекпер Рзакулиев

В серии «Старый Баку» знаменитый график и мастер линогравюры Алекпер Рзакулиев с удивительным мастерством изображает сценки из повседневной жизни горожан. Каждая его гравюра – словно маленькая новелла. Собранные вместе, в пространстве единого зала 20 представленных работ Алекпера Рзакулиева словно переносят зрителей в Баку начала прошлого века. Вот уличная столовая «Чызбызная», где можно перекусить, а вот предстают перед нами, будто живые, чистильщик обуви и продавец прохладительных напитков. Рядом – необыкновенно колоритный продавец кислого молока: в обеих руках кадки с товаром, на голове еще три бидона, но тяжелая ноша не мешает ему с улыбкой прогуливаться по улицам. 

Лист из серии «Самарканд». 1943. Владимир Фаворский

Всего на выставке представлено более 20 художников. Собранные вместе их живописные и графические работы дают возможность зрителю увидеть восточный базар глазами живописцев и осознать его важнейшее культурное и эстетическое значение.

separator-icon
Воскресный день. Базар II. 1983.Нурия Иманалиева
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»