Масштабная выставка произведений бахрейнских художников из коллекции фонда RAK Art Foundation прошла в бакинской галерее QGallery. В экспозиции было представлено около 50 работ авторов разных поколений и художественных школ.
Первая ассоциация, возникающая при упоминании Королевства Бахрейн, – нефть. И лишь профессионалы художественного мира знают, что эта страна также выделяется своим современным искусством, изобретательным и многообразным. Убедиться в этом смогли посетители выставки, организованной Фондом искусства RAK Art Foundation: его основатель, известный бахрейнский художник и коллекционер Рашид Аль-Халифа, уже выставлял свои произведения в Азербайджане, а теперь решил познакомить бакинцев со своими коллегами по цеху.
Живопись, графика, скульптура, фотография, трехмерные объекты – выставка дает максимально полное представление об арт-сцене Бахрейна. В экспозиции были представлены портреты и пейзажи, абстрактное и концептуальное искусство, даже анималистика. Черно-белые жанровые зарисовки соседствовали с абстрактными инсталляциями, а женские портреты – с сюрреалистическими холстами.
Серия небольших по размеру графических произведений Фаделя Аббаса создана чуть больше десяти лет назад. На трех работах перед зрителем предстают таинственные женские лики. Или это одна и та же женщина – печальная, ускользающая, с взглядом, обращенным прямо на зрителя? Лаконичные по цветовой палитре, эти листы будто светятся каким-то внутренним светом.
Нежные незнакомки Фаделя Аббаса глаза в глаза всматриваются в расположенные напротив три архаические маски. Кажется, их только что привезли с археологических раскопок, но нет, перед нами созданные в 2021 году работы Айши Хафуз под общим названием «Троны королев». Эти гипсовые лица одновременно отсылают к первобытному искусству и экспериментам Пикассо, но при этом безусловно самобытны. Расположенные друг против друга, работы двух очень разных художников образовали единое композиционное пространство.
В свою сюрреалистическую вселенную вовлекает монументальная картина Аднана Аль-Ахмеда, насыщенная символами. Кубистические фигуры будто всматриваются в самих себя, изображенных на картине внутри картины, – и этот «сон внутри сна» вызывает в памяти фильмы Кристофера Нолана.
С концептуальными работами соседствует графика Ахмеда Бакера: кони на его черно-белых рисунках кажутся почти живыми. Их лаконичным изображениям неожиданно созвучны экзистенциалистские скульптуры Халиля Аль-Хашими. Вот фигура человека в лодке, смотрящего в далекие дали так, будто он один во Вселенной. О чем он размышляет, куда так загадочно вглядывается? Рядом – человек, поднимающий к небу маленький земной шар, напоминая зрителю: в твоих руках весь мир, ты творец своей реальности.
Отдельного внимания заслуживают работы фотохудожницы Гады Кхунджи, лично представившей их в Баку. В своих снимках она исследует женский мир, его самобытность и исключительность. «Я решила заглянуть в себя и раскрыть то, что находится в сердце женщины, – говорит Кхунджи. – Мои работы связаны со многими женщинами. Это то, что мы чувствуем и о чем думаем». Две большие фотографии в позолоченных рамах переносят зрителя в мир богинь и повелительниц. Их главная героиня – сама Кхунджи, символизирующая всех женщин планеты: недаром название одной из работ – «Мария» – явно отсылает к христианской традиции.
В не менее аллегоричной работе «Это – сейчас» в поединке сталкиваются черное и белое, тьма и свет, а женщина с весами в руках вот-вот определит, какая сторона восторжествует. Учитывая, что картина населена бабочками – древним символом души, возрождения и трансформации, хочется верить, что в итоге победит свет.