Выставка к 100-летию Ваджии Самедовой открылась в Баку
Лятиф Фейзуллаев. Портрет В. Самедовой. 1968

В Азербайджанском национальном музее искусств открылась масштабная выставка «Ваджия Самедова – 100 лет: страницы жизни художницы», посвященная одной из самых выдающихся женщин-живописцев Азербайджана.

В экспозиции представлено около 60 работ – живопись и графика из коллекции музея и произведения из Азербайджанской государственной художественной галереи. Также на выставке можно увидеть фотографии и архивные документы, позволяющие зрителю проникнуть во внутренние миры художницы.

Ретроспектива приурочена к юбилею Ваджии Самедовой. Она стала первой женщиной в Азербайджане, получившей профессиональное художественное образование (выпускница Азербайджанского художественного училища имени А. Азимзаде и Московского художественного института имени В. И. Сурикова). Сегодня сложно осознать, сколько упорства было вложено ею в осуществление своей мечты и каким ярким символом она стала для будущих поколений женщин.

Накануне экзамена. 1958

Ваджия Самедова работала в разных направлениях, путешествовала по миру и оставила после себя значительное творческое наследие: портреты известных людей и простых рабочих, пейзажи, а также разнообразные сюжетные работы. Каждое произведение художницы – это словно грань ее самой, отражение ее личности. Благодаря Ваджии Самедовой зритель может увидеть интересные ракурсы Азербайджана и лица его выдающихся деятелей. После раннего трагического ухода художницы из жизни, всего в 40 лет, ее имя стал носить Выставочный зал Союза художников Азербай¬джана.

Выставка в Азербайджанском национальном музее искусств концептуально поделена на несколько частей. В первом зале воссоздана мастерская Самедовой. В последующих представлены ее наиболее известные пейзажные и жанровые работы, а завершает экспозицию портретная галерея.

Гора Кяпаз. 1961

Пейзаж всегда был одним из основных направлений в творчестве художницы. Исследуя уголки родного Азербайджана, Ваджия Самедова рисовала виды любимых мест. Блестящая по своей цветовой композиции работа «Гора Кяпаз» воссоздает величие высшей точки Кяпазского хребта. Дополняет пейзажный цикл болгарская серия: Ваджия Самедова побывала в самых живописных местах страны – Пловдиве, Бургасе – и перенесла на свои полотна их теплый колорит и своеобразную архитектуру.

Важное место в экспозиции отдано полотну «На берегу Куры». Мечтательная тональность и колористика произведения выделяют его среди других работ. На картине две девушки отдыхают после купания. Та, что на переднем плане, грациозно выжимает темные волосы, другая задумчиво наблюдает за подругой, думая о чем-то своем. Сочетание цветов – красные бусы и сине-голубая рубашка, идеальный изгиб спины, напряженность взгляда – художнице удалось передать все нюансы оттенков и эмоций. Дополняет зал мультимедийное сопровождение – посетители выставки смогут увидеть в электронном виде эскизы картин.

Азербайджанская свадьба. 1957

Зал с портретными работами художницы демонстрирует, как глубоко она вникала в историю каждой героини, привнося в картину свое, исключительное видение. На выставке представлен портрет актрисы Лейлы Бадирбейли – звезда азербайджанского кинематографа с чуть грустным взглядом смотрит с холста как бы сквозь зрителя. Работа стала ярким примером мастерства и внимания к деталям.

Теплая по цветовой гамме картина «Накануне экзамена», моделью для которой выступила сестра Ваджии – Солмаз, вовлекает зрителя в закулисье молодой девушки. Ее расслабленная поза навевает мысли об отдыхе, а тонкая улыбка и погруженный в размышления взгляд зовет за собой, скользит вдаль.

Особое место на выставке занимает портрет самой художницы, написанный ее супругом Лятифом Фейзуллаевым. Насыщенный оранжевый и легкий бирюзовый сливаются на портрете воедино, вынося на первый план величественную фигуру Ваджии Самедовой. С первого взгляда чувствуется, с какой нежностью и теплотой автор изобразил черты любимой женщины.

Экспозицию дополняет фильм, созданный специально для выставки: известные художники, дети, студенты отвечали на вопросы о Ваджии Самедовой и делились впечатлениями о ее творчестве.

Выставка организована Министерством культуры Азербайджана совместно с Азербайджанским национальным музеем искусств. Куратор выставки – директор Азербайджанского национального музея искусств Ширин Меликова.

separator-icon

Выставка продлится до 25 ноября.

На берегу Куры. 1961
Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»