Выставка скульптора Мауро Корда прошла в Баку
Африка, Азия и Европа.

В Центре Гейдара Алиева открылась выставка французского скульптора Мауро Корда Zoospective and Morphospective: галерея образов фантастических созданий, расширяющая представление о прекрасном.

Француза Мауро Корда на родине считают продолжателем традиций классической скульптуры. «Мои работы – это часть той академической строгости, которая привела к рождению величайших мировых шедевров», – считает скульптор.

Когда смотришь на отлитые из металла, выточенные из камня и вылепленные из глины антропоморфные и зооморфные скульптуры, населившие огромное выставочное пространство Центра Гейдара Алиева, в первый момент складывается впечатление, что попал на энциклопедическую экспозицию, простодушно исследующую биологические формы. Но достаточно приблизиться к существам, которые создает Мауро Корда, чтобы осознать, насколько они далеки от своих природных прототипов.

Страус-жираф, верблюд-единорог, верблюд-як, бегемот-носорог, жираф-олень, лев-бизон – проще всего было бы заподозрить французского скульптора в том, что он играет с мутациями, спекулируя на актуальной экологической теме. Но, следуя логике экспозиции, постепенно обнаруживаешь в ней не только «биологический» материал, но и культурный: коротконогая Венера Милосская и карлик-дискобол никак не вписываются в видовую таблицу учебника по зоологии.

Голова льва-буйвола.

По сути, Мауро Корда, который в своих интервью яростно критикует голый концептуализм, не подтвержденный художественной традицией, создает образ современного бестиария. В средневековых бестиариях часто описывались животные, которых не существует в природе, а сама природа воспринималась как арена борьбы добра со злом. В этом ключе осмысляет свои работы французский художник: достаточно взглянуть в лица тех существ, которые родились в его мастерской, чтобы обнаружить в их взгляде человечность. Корда воспринимает природу как своеобразный конструктор и предлагает зрителю включиться в эту игру: воспринять эволюцию как бесконечное скрещивание и гибридизацию, в результате которых на свет появился человек – наивысшая форма мутации. Именно так относились к миру древние греки, к которым француз часто апеллирует, населяя свою ойкумену кентаврами, минотаврами и химерами. Перекраивая классические образцы, художник не столько критикует вековые представления о красоте тела (Давид, Венера, Аполлон), скорее он раздвигает рамки того, что может нравиться.

Каждая скульптура Мауро Корда – это дорогостоящая и масштабная интервенция (художник любит подчеркивать, что его работы обходятся дорого). Чтобы привезти ретроспективу мастера в Баку, кураторам и устроителям из Фонда Гейдара Алиева пришлось потратить немыслимое количество бюрократических и организационных усилий. Как сказал на открытии экспозиции ее куратор Марк Хашим: «Работа над проектом велась большой командой, и без поддержки Фонда Гейдара Алиева экспонировать данные работы было бы невозможно». Это уже не первый проект фонда, сделанный в сотрудничестве с Французской Республикой: прежде были организованы ретроспективы Бернара Бюффе, Анри Картье-Брессона, Лоренс Дженкель.

separator-icon
Фрагмент III.
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»