Выставка скульпторов-гиперреалистов прошла в Центре Гейдара Алиева
Женщина и ребенок. Сэм Джинкс

В Центре Гейдара Алиева собрали 20 работ всемирно известных мастеров-гиперреалистов;под общим названием «Гиперреалистическая скульптура. Не отличить от живого». Эти произведения до того похожи на живых людей, что первая реакция публики – шок и оторопь. 

Гиперреализм возник в пику засилья абстракции – протест против протеста. Сначала новая философия нашла отражение в красках и на холсте – так появился фотореализм, где живописные работы трудноотличимы от фотоснимка, – а потом перекинулась на скульптуру, дав миру убедительную иллюзию, предметы более реальные, чем сама реальность. Не будучи имитацией, но имея, как правило, реальный прототип, работы маститых представителей жанра пугающе похожи на живых существ.

Вот «Коленопреклоненная женщина» Сэма Джинкса. У нее естественная белая кожа с крохотными, еле заметными порами, некрашеные ногти, складки на руках и ногах, натуральные волосы, собранные в пучок. К ней так и хочется прикоснуться, чтобы почувствовать живое тепло, – но нет, она из силикона, смолы и пигмента. Или работа этого же австралийца «Женщина с младенцем», при виде которой не покидает ощущение, что ребенок вот-вот заплачет, а держащая его пожилая леди поднимет на зрителя печальные глаза. Джинкс пришел в скульптуру из кино, специализировался на создании спецэффектов. Среди последнего поколения гиперреалистов таких немало, например Джейми Салмон.

Джош. Тони Мателли

В гиперреализме пробовал себя и легенда поп-арта Мел Рамос. Его работа «Чикита Банана» из полихромной синтетической смолы выставлена в зале с возрастным ограничением 18+. Здесь же скульптура «Объятия» от серба Марка Сияна, давно живущего в Америке. Две обнаженные фигуры, обнявшиеся немолодые мужчина и женщина, «живые» в своей максимальной, дотошной достоверности, – зрелище настолько натуральное, насколько и чувственное. «Я ищу возможность остановить движение, а не предлагаю жизнь», – сказал однажды Сиян о своем творчестве.

Не меньше поражает парящая фигура человека, находящегося как будто в состоянии транса. Работа ньюйоркца Тони Мателли называется «Джош». «Что с ним происходит? Может быть, он падает, а может быть, наоборот, взлетает вверх, – рассуждал сам Мателли о своей скульптуре. – Я пытаюсь придать форму ощущениям и эмоциям, и эта работа – о вечном желании быть свободным, очиститься, обрести своего рода дзенское равновесие».

Пионер ультранатуралистичного течения Дуэйн Хансон еще в середине 1970-х вскрывал через скульптуру социальные проблемы современного мегаполиса. Тогда публика освистала одну из его ранних работ, направленную против незаконных абортов. А позже благосклонно приняла серию скульптур, главными героями которой стали простые люди, обыватели. В Центре Гейдара Алиева выставлены две его работы – «Бодибилдер» и «Ковбой и сено».

Новорожденный. Патриция Пиччинини

Патрицию Пиччинини интересует биоэтика и проблемы окружающей среды. В Баку привезли «Новорожденного» – мутанта, ужасную фантазию на тему последствий техногенной катастрофы. Творения Пиччинини критики называют «трогательный ад», а Сэм Джинкс без всякого кокетства определяет свои работы эпитетом «омерзительные». До предела детализированные скульптуры, не имеющие ничего общего с восковыми фигурами или мраморными изваяниями, возвращают внимание зрителя к самому себе, словно под увеличительным стеклом демонстрируя в том числе внешние несовершенства. А встреча с реальным собой почти всегда выход из зоны комфорта, процесс сложный и часто неприятный, но исключительно полезный.

separator-icon
Беверли Эдмайер. Кейт Эдмайер
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»