Али и Нино: путеводитель по фильму

Роман Курбана Саида «Али и Нино», один из главных азербайджанских международных бестселлеров, ждал экранизации почти 80 лет. Наконец дождался: на экраны выходит одноименное масштабное кинополотно. Это одна из самых красивых в мире историй любви, причем любви не только двух заглавных персонажей. В фильме и книге есть третий главный герой – сам Баку: он соединил Али и Нино, их чувство дышит его воздухом, а зритель и читатель видит Старый город их влюбленными глазами. Идеальный любовный треугольник. Третий – не лишний.

Фото: Mir-Sadih Huseyn

Сразу после премьеры на фестивале «Сандэнс» ведущий американский журнал о киноиндустрии The Hollywood Reporter вышел с рецензией на картину. Критик отметил, что одним из главных открытий фильма для западной публики стал сам Азербайджан с его удивительными пейзажами, которые прежде никогда не были столь талантливо представлены на экране. Любовная линия в основном разворачивается в стенах старого Баку, но позже в сюжет вплетаются религиозная, этническая, политическая и даже авантюрная темы – с убийством, похищением невесты, погонями и бегством в сказочную Персию.

В нашем путеводителе по «Али и Нино» мы рассказываем о местах Азербайджана, которые были задействованы в съемках фильма, и представляем главных действующих лиц этой исторической мелодрамы – чтобы зритель не запутался в персонажах этой многофигурной истории и не заблудился в ее географии.

separator-icon

Кто есть кто в «Али и Нино»

Азиф Кападиа – режиссер

Выходец из Индии, выпускник Лондонской киношколы, сделавший блистательную карьеру в Великобритании. Известен в среде документалистов как специалист по биографическим фильмам. Его картина «Сенна» об одном из лучших пилотов «Формулы-1» Айртоне Сенне, разбившемся во время соревнований, получила в 2012 году премию BAFTA как лучший британский неигровой фильм. Следующая крупная работа Кападиа, фильм «Эми» о певице Эми Уайнхаус, ставшей «голосом поколения нулевых» и трагически погибшей в возрасте 28 лет, получила премию «Оскар». На подходе очередной фильм-биография – «Марадона», премьера которого запланирована на 2018 год. В игровом кино Кападиа дебютировал в 2001 году фэнтезийной лентой «Воин».

Фото: Freuds

Кристофер Хэмптон – сценарист

Английский писатель, член Королевского литературного общества. Написал более 20 пьес и около полусотни киносценариев. Прославился переложением на экранный язык романа Шодерло де Лакло «Опасные связи». Был номинирован на «Оскар» за сценарий к фильму «Искупление» по роману Иэна Макьюэна. Придумал литературную основу для мюзикла Эндрю Ллойда Уэббера «Бульвар Сансет». 

Фото: Григорий Ганзбург

Мария Вальверде – Нино

Любимица испанской молодежи, обладательница национальной кинопремии «Гойя» за фильм «Слабость большевика». Дебютировала в кино в 16 лет. Всемирную известность ей принесла роль в итальянской драме «Мелисса: интимный дневник». Исполнила роль Нино Кипиани – грузинской княжны, красавицы, выпускницы женской гимназии, возлюбленной, а позднее жены Али-хана. Героиня принадлежит к греко-православной церкви – это очень важно для понимания конфликта фильма, поскольку одним из важнейших препятствий на пути главных героев к счастью становятся религиозные противоречия. 

Адам Бакри – Али

Молодой турецкий актер, восходящая звезда европейского кино. Прославился работой в оскароносном фильме «Омар», где исполнил роль отчаянного палестинца, в одиночку бросившего вызов израильской армии ради встречи с возлюбленной. В «Али и Нино» сыграл главную мужскую роль Али-хана Ширваншира – потомка знатного рода, политического деятеля, влюбленного в Нино и преданного Азербайджанской республике. 

Фото: Freuds

Мэнди Патинкин – отец Нино

Американский певец и актер, лауреат премий «Тони» и «Эмми», трехкратный номинант на премию «Золотой глобус». В кино работает нечасто, режиссеров выбирает крайне придирчиво: снимался у Милоша Формана в «Регтайме», у Сидни Люмета в «Дэниеле» и в «Йентле» Барбры Стрейзанд. Широкой публике известен как агент ЦРУ Сол Беренсон из сериала «Родина». Исполнил роль Дюка Кипиани, отца Нино, грузинского князя, интеллектуала и западника, отказавшегося выдать дочь замуж за Али.

Фото: Freuds

Фахраддин Манафов – Гаджи Зейналабдин Тагиев

Известный азербайджанский актер, снявшийся в таких национальных хитах, как «Парк», «Прощай, зелень лета», «Тахмина». Сыграл Гаджи Зейналабдина Тагиева, азербайджанского нефтепромышленника, миллионера и мецената.

Фото: Гасан Алиев

Ассаад Буаб – Ильяс-бек

Молодой марокканский актер, звезда сериалов «Родина» и «Тиран». Сыграл Ильяс-бека – сына Гаджи Тагиева, друга, одноклассника, а позднее соратника Али хана.

Фото: Freuds

Нуман Акар – Сеид Мустафа

Турецкий актер и продюсер, живущий в Германии. Играл в четвертом сезоне сериала «Родина», откуда в «Али и Нино» перекочевал целый хорошо сыгранный актерский ансамбль. Владелец собственной киностудии АКАР Entertainment, специализирующейся на турецко-немецких фильмах. Прекрасно владеет шестью языками, в том числе азербайджанским. Исполнил роль Сеида Мустафы, друга и одноклассника Али-хана, сына имама: именно он тайно женил Али-хана и Нино.

Фото: Alfred Steffen Numan Acar Official

Где снимался «Али и Нино»

1. Баку. Ичери шехер

Большая часть сюжета разворачивается в Старом городе, который, по сути, становится одним из главных героев фильма. Уже в первом эпизоде одноклассники Али на уроке географии спорят о том, к какой части света принадлежит Баку – Европе или Азии. «Наш город – сплошные тайны, которые прячутся в его укромных уголках. Я люблю эти тайны, люблю эти укромные уголки, люблю гудящую тьму ночи, дневной шепот во дворе мечети. И коли уж Аллах столь милостив ко мне, так пусть же позволит мне и умереть на этой улице, в доме, где я родился», – говорит Али.

Съемки внутри старых крепостных стен продолжались две недели. Точно локализованы многие исторические здания, в которых происходят события романа. Али учится в Бакинской русской императорской гуманитарной гимназии – ныне это Азербайджанский государственный экономический университет. Нино он встречает у ворот женской гимназии царицы Тамары (здание школы № 132). По дороге из гимназии герои проходят мимо дворца Ширваншахов. Из окон дома Али видны ворота Цицианишвили (Крепостные ворота). Во дворце Тагиева состоялся выпускной вечер гимназистов. Али и Нино тайно встречаются под зелеными сводами Губернаторского сада (ныне парк Вахида), где впервые целуются. Похищение Нино армянским аристократом Меликом Нахараняном происходит после концерта Шаляпина в Бакинском оперном театре. Наконец, во время мартовской бойни Али занимает стратегический пост на крыше дома Ашумова (здание Конституционного суда Азербайджана), чтобы противостоять большевикам.

2. Биби-Эйбат

В начале ХХ века Биби-Эйбат был промышленным пригородом Баку. Встречая в порту прибывшего в Баку дядю, Али пересказывает ему городские новости: «Да, русские нашли в Биби-Эйбате много нефти. Нобель привез в город громадную немецкую машину. Говорят, он собирается засыпать часть моря и искать там нефть». Авторы фильма использовали облик современного Биби-Эйбата с сохранившимися памятниками индустриальной архитектуры, нефтяными вышками и насосными станциями, чтобы воссоздать атмосферу первого нефтяного бума. Сравнивая старый Баку и его окрестности, Али говорит: «Передо мной лежали, по сути дела, не один, а два города, сросшиеся, как две половины ореховой скорлупы. Скорлупой был внешний город, лежащий по другую сторону древней крепостной стены. Главным в жизни того города была нефть, добываемая в нашей степи. Именно она приносила основной доход. Если там, за крепостной стеной, в небо вонзались вышки нефтяных промыслов Нобеля, то здесь в пушистые облака возносились минареты мечетей».

3. Гобустан

Герои несколько раз уезжают из Баку. Первое каникулярное лето они проводят в Шуше. Затем Али гонится на карабахском жеребце за укравшим Нино Нахараряном, а убив его, вынужден бежать из Азербайджана. Сцены погонь, переездов и путешествий снимались в пейзажах Гобустана, где уникальный ландшафт соединен с древнейшими археологическими памятниками. В Гобустане узкие заповедные тропы ведут вдоль старых скал, вьются по дну оврагов вдоль речных русел, чтобы потом внезапно расшириться и выплеснуться на равнину полноценной дорогой. По этим проложенным в незапамятные времена маршрутам, мимо серых валунов с доисторическими рисунками едут, скачут, трясутся в повозках герои картины. «В наших краях живут Тьма и духи Тьмы. Они охраняют несметные сокровища. Это каждому ребенку известно. Но есть в горах священные камни, меж которых текут священные реки», – говорит Али проводник.

4. Кедабек

В окрестностях Кедабека сохранились уникальные памятники азербайджанской культуры, мало знакомые даже местным жителям: арочный мост, поставленный в XVII веке на трудном участке горного маршрута, древний албанский монастырь с прекрасно сохранившимися сводами и могильными плитами, наконец, поросшие лесом руины Девичьей башни на неприступной скале. Значительная часть сюжета «Али и Нино» разворачивается в окрестностях Шуши, но съемки на территории Карабаха в нынешней ситуации вести было затруднительно, да и не имело смысла: исторический ландшафт сильно пострадал. Поэтому эти сцены, в частности состязание ашугов, снимали частично в Кедабекском районе, частично в скалистой части Гобустана. 

5. Хыналыг

Отстаивая честь своей невесты, Али убивает укравшего Нино Нахараряна, становясь кровником его семьи. После этого он вынужден скрываться в горном дагестанском ауле. Спустя время Нино приезжает к нему, Али прощает ее, и они тайно заключают мусульманский брак. Драматичные эпизоды вынужденного изгнания героя, встречи и примирения снимались в уникальном селе Хыналыг, расположенном на высоте 2000 метров над уровнем моря. В этом малонаселенном месте сохранились зороастрийские храмы, мечети Шейха Шалбуза и Абу Муслима, гробница Хыдыра Неби и доисторические пещеры. Но главное – сам ландшафт Хыналыга, нетронутый цивилизацией и идеально соответствующий нашим представлениям о затерянном в горах укромном кавказском поселении. 

6. Гянджа

История заканчивается приходом большевиков, которые с боями занимают Баку. Али-хан заставляет Нино взять дочь и уехать в Тифлис. Но сам он, видный политик Азербайджанской республики, не желает покинуть родину в трудную минуту и остается в Гяндже, куда в 1918 году переехало первое правительство независимого Азербайджана. Фильм заканчивается сценой боя на Гянджинском мосту: в этом сражении главный герой погибает. Помимо живописного многопролетного моста, построенного в XIX веке, в картину попало здание Азербайджанского национального совета.

separator-icon
Иллюстрация: Светлана Дорошева
Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»