Фильм «Аршин мал алан» сделали цветным

В год столетия оперетты Узеира Гаджибекова «Аршин мал алан» по инициативе Фонда Гейдара Алиева и при финансовой поддержке AtaHolding вышла цветная версия одноименного фильма 1945 года.

Первые раскрашенные фильмы появились на заре кинематографа. Около 1900 года французский режиссер Жорж Мельес придумал накладывать на пленки анилиновые краски, придававшие изображению цвет и объем. Задумка оказалась столь успешной, что созданная Мельесом фирма уже через два года принесла владельцу большой доход.

Но серийное производство было невозможно, а заказы на цветные фильмы сыпались со всех сторон, и в раскрашивание включились новые люди. Фирма «Патэ» поставила процесс на конвейер: ленты красили по трафарету в три-четыре краски. Примерно в это же время стали раскрашивать не только отдельные элементы, но и весь фильм по кадру. Это была затратная кропотливая ручная работа, и результат получался далеко не идеальным.

Постепенно из-за трудоемкости эта техника стала забываться, пока в 1980-х годах не обрела новую жизнь. Появился особый термин – «колоризация».

Цветная жизнь черно-белых лент

В середине 1980-х в Голливуде был запущен проект по колоризации старых прокатных хитов. 120 картин, от «Касабланки» и «Кинг-Конга» до «Гражданина Кейна», были раскрашены, что вызвало неоднозначную реакцию профессионалов. Некоторые по сей день считают, что посягательство на черно-белое кино уничтожает кинематограф как вид искусства. 

Но зрителям нового поколения, выросшим в эру цветного кинематографа, оказалось легче воспринимать старые фильмы в адаптированном варианте. Колоризация вернула в широкий прокат десятки лент, проходивших по разряду «архивное кино». В начале нового тысячелетия мода на раскрашивание старых лент перекинулась на территорию бывшего СССР.

Несмотря на недовольство эстетов и трудоемкость процесса, колоризация пользуется популярностью у телезрителей. По заказу телевизионщиков раскрасили «Волгу-Волгу», «Веселых ребят», «Подкидыша», «Офицеров», «Цирк», «Три тополя на Плющихе», «Небесный тихоход», «Берегись автомобиля», «Весну» и даже «Александра Невского». К удовольствию ценителей черно-белого кино колористы обещали не трогать такие фильмы, как «Летят журавли», «Иваново детство» и «Андрей Рублев», где черно-белое решение является важной частью режиссерского замысла.

Колоризация ленты стоит дорого, примерно три-пять тысяч долларов за минуту. Сам процесс даже при участии компьютера остается трудоемким и небыстрым. Чтобы получить достоверную картинку, специалистам требуется собрать массу дополнительной информации. Поэтому время работы рассчитать сложно: так, на «Весну на Заречной улице» вместе с реставрацией оригинала было потрачено больше двух лет.

Кроме того, колоризация сопровождается многочисленными неожиданностями. При работе над картиной «В бой идут одни старики», например, пришлось учитывать, что ордена Славы в 1941 и 1943 годах имели разные оттенки серого. Для раскрашивания «Золушки» понадобилась цветная фотография исполнительницы главной роли. А для «Весны на Заречной улице» долго собирали образцы тканей 1956 года.

Народный фильм

Оперетту Узеира Гаджибекова «Аршин мал алан» экранизировали четыре раза. Впервые историю любви купца Аскера и прекрасной Гюльчохры сняли в России в 1916 году. Режиссер Борис Светлов пригласил на главные роли Гусейнгулу Сарабского и Ахмеда Агдамского. Следующие попытки экранизации – в Петербурге в 1917 году и в Америке в 1937-м – оказались неудачными и в прокат не попали.

В самом конце войны Сталин приказал кинематографистам настроиться на комедию. Шел последний год войны, зрители устали от бесконечной военной хроники и хотели положительных эмоций. Режиссер Григорий Александров собирает съемочную группу для своей знаменитой «Весны». Сценарист Николай Погодин пишет «Кубанских казаков». А на Бакинской киностудии принимаются за экранизацию оперетты Гаджибекова.

Сценарий к фильму написал Сабит Рахман, режиссерами-постановщиками были назначены Рза Тахмасиб и Николай Лещенко. Успех фильма предопределил удачный кастинг: на главные роли пригласили Рашида Бейбутова и Лейлу Бадирбейли, на роль Аси утвердили молодую актрису Театра юного зрителя Рахилю Меликову. Консультантом проекта выступил штатный советский комедиограф Григорий Александров.

Исполнителя роли Аскера искали очень долго. Режиссер Рза Тахмасиб отсмотрел и забраковал десятки кандидатур. Кинематографическая легенда гласит, что на концерт ансамбля, солистом которого был Рашид Бейбутов, режиссер попал случайно, а потом долго уговаривал артиста перебраться из Тбилиси в Баку и даже якобы срежиссировал драку на вокзале. В результате ансамбль уехал в Грузию без Бейбутова.

Изначально картину не приняла художественная комиссия, однако несогласный с мнением худсовета Сергей Эйзенштейн добился, чтобы фильм показали Сталину. Вождь посмотрел фильм три раза: для последнего просмотра специально собрал друзей на даче. Картина получила прокатное удостоверение, и «Аршин мал алан» стал одним из главных коммерческих хитов советского кинематографа.

Фильм был дублирован на 86 языков и демонстрировался в 136 странах. За первые 45 дней проката его просмотрели более 16 миллионов советских зрителей. При бюджете 5,807 миллиона рублей прибыль от проката картины превысила пять миллиардов рублей, и это без учета валютных поступлений от зарубежного проката. Учитывая эти цифры, можно предположить, что только в СССР фильм просмотрели около 250 миллионов раз.

Вопрос о цветной пленке стоял с самого начала: цвет был частью режиссерского замысла. Нужно иметь в виду, что для картины практически не создавали реквизит, все вещи и предметы в кадре оригинальные: антикварная мебель, одежда, драгоценности… Несмотря на то что фильм снимался в военное время, для актеров сшили дорогие шерстяные и шелковые костюмы по архивным журналам мод. Фактура ярких восточных тканей, блеск женских украшений и дорогих аксессуаров должны были лечь на пленку. Но позволить себе в конце войны дорогостоящий цветной проект (в 1940-е годы огромных денег стоила не только пленка, но и ее обработка) киностудия не смогла.

Спохватились довольно быстро – спустя 20 лет. В 1965 году государственная организация «Союзэкспорткино» заказала Бакинской киностудии новый, цветной вариант фильма. Режиссер Тофик Тагизаде еще раз экранизировал оперетту Узеира Гаджибекова. Но время было другое, стилистика съемки иная, и, главное, герои на экране – чужие. А зритель консервативен: ему хочется видеть знакомые лица любимых героев. В результате цветная версия «Аршин мал алан» 1965 года, вопреки ожиданиям советских прокатчиков, не стала народной.

Борьба за цвет

В начале 1990-х годов копия «Аршин мал алана» 1945 года, хранившаяся в Госфильмофонде, пропала где-то на границе между Россией и Азербайджаном. В результате долгих поисков выяснилось, что в архивах выжила единственная лента, которую бессчетное множество раз крутили в одном из кинотеатров республики. Вопрос о том, чтобы раскрасить «Аршин мал алан» и воссоздать любимую зрителями историю в цвете, уперся в проблему копии. История реставрации фильма Рзы Тахмасиба стала по-своему уникальной.

Однажды утром генеральный директор компании «Формула цвета», один из крупных специалистов по реставрации и колоризации фильмов Игорь Лопатенок решил заглянуть на свою страницу в социальной сети, куда не заходил уже несколько месяцев. В инбоксе его ждало сообщение из Баку: «Добрый день, Игорь! Нужна ваша помощь. Как с вами связаться?»

Почему бы не помочь, если просят? «Давайте посмотрим фильм. О! Замечательно, но нет ли лучшей копии? Нет? Думаете, что это единственный сохранившийся в мире экземпляр? Стоп, стоп, стоп, но ведь это прокатная копия, не один год крутившаяся в кинопроекторах! Она позитивная и в таком состоянии!..»

Да, пленка была позитивной (то есть уже проявленной и, как следствие, практически непригодной для реставрации), а вот эмоции – не очень. Ведь копия оказалась почти эталонным образцом всех возможных дефектов. Профессионалы, которые реставрировали «Волгу-Волгу», «Подкидыша», «Золушку» и даже «Касабланку», впервые в своей практике столкнулись с браком, который образуется при транспортировке неправильно перемотанной пленки. Ошибка киномеханика добавила реставраторам лишних проблем.

Компания «Формула цвета» собиралась отказаться от сотрудничества с азербайджанскими коллегами. Поменять уже почти принятое решение Игоря Лопатенка заставила одна фраза из его киевского детства. «Ай, спасибо Сулейману, он помог советом мне», – напевала когда-то его мама. Узнав, что это цитата из фильма «Аршин мал алан», Лопатенок не смог отказать бакинцам.

Коллегам из «Формулы цвета» помогали советом и делом Прайс Питчел, обладатель премий «Оскар» и «Эмми», и Джейн Хикс – оба уникальные специалисты по реставрации и колоризации фильмов. Постпродакшном занималась студия Андрея Барта. То, что казалось невозможным, с каждым днем обретало все более реальные очертания. Бакинской части команды тоже не приходилось скучать. К участию в проекте были привлечены историки, которые переселились в пыльные архивы в поисках визуальных материалов. Историческая правдоподобность была соблюдена в каждом оттенке. Работа с местами истлевшей пленкой напоминала хирургическую операцию. Над реставрацией фильма работало едва ли не больше людей, чем над его созданием.

На вопрос о том, уместно ли раскрашивание черно-белых лент, Игорь Лопатенок отвечает довольно категорично: «Фильмы получают новую жизнь, их видят новые поколения зрителей, которые отвыкли от черно-белого кино и его как бы не замечают. Кроме того, одновременно с колоризацией фильмы проходят тщательную реставрацию. Желающие всегда могут посмотреть их в оригинальном виде, но уже без зерна и царапин, со звуком Dolby. Фильмы, которые давно перестали давать прибыль, снова стали доходными. Это объективный показатель: зритель голосует рублем».

Фотографии предоставлены Фондом Гейдара Алиева

Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»