Забытая история: вышел фильм о Маргарите Барской
Маргарита Барская на съемках фильма «Рваные башмаки», 1933 г.

Актриса, кинорежиссер и сценарист Маргарита Барская родилась в Баку, а свой лучший фильм сняла в Москве. Она прожила яркую и драматичную жизнь, и в конце прошлого года о ней вышел документальный фильм.

Маргариту Барскую впервые назвали великой в 1933 году, когда она сняла «Рваные башмаки» – картину абсолютно новаторскую, к тому же первый в мире звуковой фильм для детей. Как удалось 30-летней женщине стать в один ряд с Довженко и Эйзенштейном и как случилось, что о величии Барской сегодня помнят лишь киноведы, попытались разобраться авторы документальной ленты «Возвращение Маргариты Барской».

Может, и разобрались бы, да помешала биография Барской, такая по-женски яркая, что грех не увлечься. Счастливое, по признанию самой Мары, детство прошло в Баку. Солнечный щедрый город подарил девочке южную красоту и неуемную энергию. С их помощью она легко завоевывала сердца и рушила бюрократические препоны. Среди увлеченных ею мужчин были режиссер Чардынин, драматург Милькин, революционер Радек, педагог-новатор Макаренко. Но главная любовь – конечно, кино. В 1930 году никому не известная провинциалка, без году неделя как перебравшаяся в Москву, добилась разрешения на постановку большого фильма по собственному сценарию. И вот уже Ромен Роллан пророчит ленте небывалый успех на Западе, а Горький грозится дать девушке «вот тако-ой (разводит руки) орден». Дети от 1,3 года до 13 лет работали в картине так, что Горький не мог успокоиться, все спрашивал Барскую, как она это делает. Отныне Барская любима зрителями и начальством, но неприятна коллегам. Для них она никто, выскочка. Как только обстоятельства поменялись (арестовали Милькина и Радека, умер Макаренко), Барскую начали систематически травить и выдавливать из профессии. Спустя два года она покончила с собой.

Но что такого необычного показала Барская в «Рваных башмаках»? Почему ее фильм современники считали шедевром, но все-таки предпочли забыть и картину, и ее автора? Ответа на этот вопрос авторы «Возвращения» не ищут: из «Башмаков» показали два кадра; ни с «Малышом» Чаплина, ни с соотечественниками-авангардистами сравнивать творчество Барской не стали. В результате она, человек уникального режиссерского и педагогического дара, выглядит коллегой скорее «профессиональной музы» Лили Брик, нежели Сергея Эйзенштейна.

separator-icon
Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»