Знаменитый ханенде, народный артист Азербайджана Алим Гасымов в соавторстве с известным французским джазовым и академическим музыкантом Мишелем Годаром выпустил альбом под названием Awakening.
Гасымов – один из самых известных, признанных и увенчанных наградами азербайджанских ханенде, то есть исполнителей мугамов – характерных азербайджанских форм народной музыки, представляющих собой многочастные произведения импровизационного толка, каждое из которых строится на основе определенного лада. Музыка эта в высшей степени эмоциональная, аффективная и требующая от исполнителя не только безупречной техники и чувства, но и энциклопедических познаний в области ее мелодики и ритмики. Всем этим Гасымов обладает в полной мере: его вокал всегда точен как в передаче эмоций, так и в соответствии требованиям того ли иного лада. Певец часто записывается – в одной лишь Европе у него вышло более десяти пластинок – и принимает участие во множестве международных фестивалей, среди прочего он был участником крупного международного проекта «Шелковый путь», организовал который виолончелист Йо-Йо Ма. В 1999 году о Гасымове был снят фильм под эгидой ЮНЕСКО.
Мишель Годар играет на тубе и на ее прототипе, довольно экзотически выглядящем инструменте серпенте, который получил название за змеевидный корпус. Но, пожалуй, гораздо важнее то, что всю свою карьеру Годар исследует разнообразные проявления мировой музыки. Он работает с музыкантами, представляющими самые разные народные культуры и самые разные и несходные стили – от бретонского ансамбля волынщиков и регги-звезды Альфы Блонди до рок-музыкантов, участников кентерберийской сцены Джона Гривза и Пипа Пайла. Кроме того, он сотрудничал с ведущими джазовыми музыкантами своего времени: Кенни Уилером, Энрико Рава, Рэем Андерсоном и другими. Как легко понять по вышеперечисленному, его музыкальные интересы чрезвычайно широки, а стилистический диапазон владения инструментом, который традиционно считается неподатливым и неуклюжим, поражает воображение. Все это находит воплощение и в записываемой им музыке: она, с одной стороны, неизбежно эклектична, но с другой – сама эта эклектика направлена на то, чтобы наиболее наглядно выявить то общее, что содержится в разных музыкальных культурах, и создать, таким образом, своего рода универсальное музыкальное сообщение.
Альбом Awakening в полной мере отражает все названные тенденции. Здесь можно встретить классический мугам в самой базовой аранжировке, джазовые пьесы, сыгранные составом классического комбо, почти фри-джазовые номера и даже элегическую обработку арии Монтеверди Si dolce è’l tormento. Тон инструмента Годара, низкий, сиплый, напоминающий звук ожившего воздуха, безупречно совпадает с голосом Гасымова, создавая вместе с ним очень одушевленный и в то же время совершенно земной ансамбль. Стили и манера исполнения сменяют друг друга с калейдоскопической скоростью, но одно остается неизменным: медитативная, сосредоточенная интонация, характеризующая мугам в целом. Работа двух музыкантов будет интересна и тем, кто уже давно интересуется мугамом и авангардным джазом, и тем, кто хочет составить себе представление об этих музыкальных направлениях.