Азербайджанский национальный музей искусств: старые принципы, новый подход
Особняк де Бура. Фото: Национальный музей искусств Азербайджана

После четырехлетней реконструкции и капитального ремонта открылся исторический корпус Национального музея искусств Азербайджана (особняк де Бура).

Первыми посетителями отремонтированного корпуса стали Президент Азербайджана Ильхам Алиев и Первый вице-президент Мехрибан Алиева. Они обошли залы особняка в сопровождении министра культуры Абульфаса Гараева и ознакомились с созданными в музее экспозиционными условиями.

Азербайджанский национальный музей искусств, учрежденный в 1936 году, до этого являлся частью государственного музея, коллекция которого долго кочевала. Сперва «художественный отдел» занимал особняк Тагиева, потом – уже в статусе музея – переехал на пятый этаж караван-сарая Гаджибабекова. И лишь в 1951 году указом Первого секретаря Багирова разросшаяся художественная коллекция получила в распоряжение роскошный особняк де Бура, смотрящий парадным фасадом на Губернаторский сад. Стоящее неподалеку здание Мариинской гимназии передали под музейные нужды после распада СССР.

У обоих зданий на улице Ниязи нелегкая история. Особняк в неоклассическом стиле был заказан архитектору Николаю фон дер Нонне нефтепромышленником Львом де Буром, который не дожил до завершения строительства. В итоге в эти стены въехало «Каспийское товарищество». Просторные анфилады, по-европейски сдержанная роскошь отделки (символ эпохи первого нефтяного бума) – эти комнаты видели многое, пережили потрясения, после революции переходили из рук в руки. Корпус Мариинской женской гимназии был построен на деньги города и московского дворянина Гирша, чья фирма занималась в Баку мощением улиц. По ходу строительства бюджет удвоился, главный архитектор скончался, работы затянулись на два года; Гирш сам был не рад подобному вложению средств. Так или иначе, ни одно из зданий не предназначалось для экспонирования уникальной художественной коллекции.

Президент Азербайджана Ильхам Алиев, Первая леди Мехрибан Алиева, министр культуры. Фото: Azertag

После проведенной в 2000-х капитальной реконструкции здания гимназии тематически корпуса музея разделились: в обновленном корпусе расположилась коллекция азербайджанского искусства, а особняк де Бура отдали под европейское, азиатское и русское искусство. Но современное музейное дело требовало иного подхода: коллекции необходимо было как-то идейно объединить, сделать маршрут прохождения по музейным залам непрерывным, чтобы национальная экспозиция не была отделена от мирового процесса. Решено было построить дополнительный, объединяющий оба здания, третий корпус и сделать единый вход. Особняк де Бура, изрядно обветшавший и не соответствующий новейшим техническим требованиям, закрыли на реконструкцию. Распоряжением Президента республики Ильхама Алиева в музейных залах «первого корпуса» в 2014 году начали капитальный ремонт.

Работы длились четыре года. Совместными усилиями итальянские и азербайджанские специалисты изучили физическое и техническое состояние здания. Лепнине и другим работам на потолке и стенах этого памятника архитектуры был возвращен первоначальный вид. Архитектурные элементы и украшения очистили, чтобы выявить первый слой краски и вернуть стенам изначальный цвет. Новые технические условия, созданные в Национальном музее, обеспечивают защиту экспонатов от неблагоприятных климатических факторов, а созданные экспозиционные возможности позволяют режиссировать музейное пространство, играя со светом и передвижными конструкциями. При реконструкции были учтены и стилистические особенности здания: специально заказанные зеркала и канделябры подчеркнули классические элементы пространства.

Директор Азербайджанского национального музея искусств Чингиз Фарзалиев. Фото: Национальный музей искусств Азербайджана

Вообще при входе в Национальный музей искусств первым делом отмечаешь его стильную старомодность, сразу вспоминаются романтические музейные концепции XIX века: энциклопедизм, разделение жанров, строго последовательная драматургия экспозиции – от старого к новому. Экспонаты представлены так, чтобы не нарушать общее восприятие, – никаких модных ныне смешений и смещений. И в этой хрестоматийности чувствуется не косность, а осознанная позиция. «Да, у нас классический музей, – упреждает вопросы директор музея Чингиз Фарзалиев. – Отдавать дань моде времени, я думаю, не вписывается в нашу задачу. Для этого есть масса галерей, небольших музеев, в чьи, так сказать, обязанности это можно «инкриминировать». Наше собрание насчитывает около 18 тысяч (если эта цифра уже не превышена) разнообразных экспонатов мирового искусства. Говоря простым языком, у нас есть всё!»

За 80 лет скрупулезно, от предмета к предмету, собиралась коллекция главного художественного музея республики. Какие-то экспонаты входили в состав постоянной экспозиции, какие-то представлялись в разовых выставках, а есть и те, что никогда не видела широкая публика. Но экспонаты должны «общаться» с людьми, видеть свет.

Пять лет назад два дома на улице Ниязи по воле музейщиков были объединены в единое пространство – теперь маршрут посетителя стал непрерывен и представляет собой большое турне из Европы в Азию и обратно.

В корпусе де Бура выставлено европейское и русское искусство (в частности, сильно расширена экспозиция русского авангарда и французских импрессионистов). Французская коллекция – предмет отдельной гордости. Эту экспозицию было необыкновенно сложно разместить. Ведь помимо картин здесь представлены скульптура, роскошные вазы, часы, великолепная посуда, предметы туалета, веера – знаменитый французский Art de vivre. Затем зритель плавно перемещается в сторону Кавказа и Азии: у музея богатая коллекция китайского, японского, индийского и иранского искусства.

Построенная между двумя домами новая галерея – открытый городу стеклянный переход, предназначенный для презентации новейших течений и интерактивных экспозиций. Впрочем, к экспансии новых медиа в консервативную музейную сферу дирекция музея относится настороженно. «Электронный объект и живой экспонат – совершенно разные формы жизни», – считает Чингиз Фарзалиев.

Сейчас, когда появилась возможность наконец использовать экспозиционные мощности всех трех корпусов, зритель сможет в полном объеме увидеть античную коллекцию музея, которая сильно разрослась за счет отдела, посвященного искусству древнего Азербайджана. Объем работы, проделанной за последнее десятилетие, огромен: более 30 экспедиций по всем районам страны. Национальный музей установил контакты с директорами всех региональных музеев и огромным количеством коллекционеров, включая частных. В итоге родилось то уникальное пространство, с которым можно ознакомиться сегодня, где азербайджанские древности соседствуют с артефактами всего древнего мира: Египта, Персии, Греции и Рима.

Кроме того, теперь из запасников будет поднята и выставлена в «гимназическом» корпусе уникальная коллекция азербайджанских художников ХХ века – не только представителей «сурового стиля» и абшеронского кружка, но и работы других азербайджанских модернистов рубежа веков, уникальным собранием которых музей обладает и постоянно пополняет его. По сути, музейные работники вытащили из запасников, собрали, путешествуя по мастерским, работы десятков азербайджанских художников – открыли их связи, многообразие школ, взаимные влияния, описали и выпустили уникальную книжную серию Servet («Достояние»).

Зал европейского искусства. Фото: Национальный музей искусств Азербайджана
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»