После четырехлетней реконструкции и капитального ремонта открылся исторический корпус Национального музея искусств Азербайджана (особняк де Бура).
Первыми посетителями отремонтированного корпуса стали Президент Азербайджана Ильхам Алиев и Первый вице-президент Мехрибан Алиева. Они обошли залы особняка в сопровождении министра культуры Абульфаса Гараева и ознакомились с созданными в музее экспозиционными условиями.
Азербайджанский национальный музей искусств, учрежденный в 1936 году, до этого являлся частью государственного музея, коллекция которого долго кочевала. Сперва «художественный отдел» занимал особняк Тагиева, потом – уже в статусе музея – переехал на пятый этаж караван-сарая Гаджибабекова. И лишь в 1951 году указом Первого секретаря Багирова разросшаяся художественная коллекция получила в распоряжение роскошный особняк де Бура, смотрящий парадным фасадом на Губернаторский сад. Стоящее неподалеку здание Мариинской гимназии передали под музейные нужды после распада СССР.
У обоих зданий на улице Ниязи нелегкая история. Особняк в неоклассическом стиле был заказан архитектору Николаю фон дер Нонне нефтепромышленником Львом де Буром, который не дожил до завершения строительства. В итоге в эти стены въехало «Каспийское товарищество». Просторные анфилады, по-европейски сдержанная роскошь отделки (символ эпохи первого нефтяного бума) – эти комнаты видели многое, пережили потрясения, после революции переходили из рук в руки. Корпус Мариинской женской гимназии был построен на деньги города и московского дворянина Гирша, чья фирма занималась в Баку мощением улиц. По ходу строительства бюджет удвоился, главный архитектор скончался, работы затянулись на два года; Гирш сам был не рад подобному вложению средств. Так или иначе, ни одно из зданий не предназначалось для экспонирования уникальной художественной коллекции.
После проведенной в 2000-х капитальной реконструкции здания гимназии тематически корпуса музея разделились: в обновленном корпусе расположилась коллекция азербайджанского искусства, а особняк де Бура отдали под европейское, азиатское и русское искусство. Но современное музейное дело требовало иного подхода: коллекции необходимо было как-то идейно объединить, сделать маршрут прохождения по музейным залам непрерывным, чтобы национальная экспозиция не была отделена от мирового процесса. Решено было построить дополнительный, объединяющий оба здания, третий корпус и сделать единый вход. Особняк де Бура, изрядно обветшавший и не соответствующий новейшим техническим требованиям, закрыли на реконструкцию. Распоряжением Президента республики Ильхама Алиева в музейных залах «первого корпуса» в 2014 году начали капитальный ремонт.
Работы длились четыре года. Совместными усилиями итальянские и азербайджанские специалисты изучили физическое и техническое состояние здания. Лепнине и другим работам на потолке и стенах этого памятника архитектуры был возвращен первоначальный вид. Архитектурные элементы и украшения очистили, чтобы выявить первый слой краски и вернуть стенам изначальный цвет. Новые технические условия, созданные в Национальном музее, обеспечивают защиту экспонатов от неблагоприятных климатических факторов, а созданные экспозиционные возможности позволяют режиссировать музейное пространство, играя со светом и передвижными конструкциями. При реконструкции были учтены и стилистические особенности здания: специально заказанные зеркала и канделябры подчеркнули классические элементы пространства.
Вообще при входе в Национальный музей искусств первым делом отмечаешь его стильную старомодность, сразу вспоминаются романтические музейные концепции XIX века: энциклопедизм, разделение жанров, строго последовательная драматургия экспозиции – от старого к новому. Экспонаты представлены так, чтобы не нарушать общее восприятие, – никаких модных ныне смешений и смещений. И в этой хрестоматийности чувствуется не косность, а осознанная позиция. «Да, у нас классический музей, – упреждает вопросы директор музея Чингиз Фарзалиев. – Отдавать дань моде времени, я думаю, не вписывается в нашу задачу. Для этого есть масса галерей, небольших музеев, в чьи, так сказать, обязанности это можно «инкриминировать». Наше собрание насчитывает около 18 тысяч (если эта цифра уже не превышена) разнообразных экспонатов мирового искусства. Говоря простым языком, у нас есть всё!»
За 80 лет скрупулезно, от предмета к предмету, собиралась коллекция главного художественного музея республики. Какие-то экспонаты входили в состав постоянной экспозиции, какие-то представлялись в разовых выставках, а есть и те, что никогда не видела широкая публика. Но экспонаты должны «общаться» с людьми, видеть свет.
Пять лет назад два дома на улице Ниязи по воле музейщиков были объединены в единое пространство – теперь маршрут посетителя стал непрерывен и представляет собой большое турне из Европы в Азию и обратно.
В корпусе де Бура выставлено европейское и русское искусство (в частности, сильно расширена экспозиция русского авангарда и французских импрессионистов). Французская коллекция – предмет отдельной гордости. Эту экспозицию было необыкновенно сложно разместить. Ведь помимо картин здесь представлены скульптура, роскошные вазы, часы, великолепная посуда, предметы туалета, веера – знаменитый французский Art de vivre. Затем зритель плавно перемещается в сторону Кавказа и Азии: у музея богатая коллекция китайского, японского, индийского и иранского искусства.
Построенная между двумя домами новая галерея – открытый городу стеклянный переход, предназначенный для презентации новейших течений и интерактивных экспозиций. Впрочем, к экспансии новых медиа в консервативную музейную сферу дирекция музея относится настороженно. «Электронный объект и живой экспонат – совершенно разные формы жизни», – считает Чингиз Фарзалиев.
Сейчас, когда появилась возможность наконец использовать экспозиционные мощности всех трех корпусов, зритель сможет в полном объеме увидеть античную коллекцию музея, которая сильно разрослась за счет отдела, посвященного искусству древнего Азербайджана. Объем работы, проделанной за последнее десятилетие, огромен: более 30 экспедиций по всем районам страны. Национальный музей установил контакты с директорами всех региональных музеев и огромным количеством коллекционеров, включая частных. В итоге родилось то уникальное пространство, с которым можно ознакомиться сегодня, где азербайджанские древности соседствуют с артефактами всего древнего мира: Египта, Персии, Греции и Рима.
Кроме того, теперь из запасников будет поднята и выставлена в «гимназическом» корпусе уникальная коллекция азербайджанских художников ХХ века – не только представителей «сурового стиля» и абшеронского кружка, но и работы других азербайджанских модернистов рубежа веков, уникальным собранием которых музей обладает и постоянно пополняет его. По сути, музейные работники вытащили из запасников, собрали, путешествуя по мастерским, работы десятков азербайджанских художников – открыли их связи, многообразие школ, взаимные влияния, описали и выпустили уникальную книжную серию Servet («Достояние»).