Примета лета: «Формула-1» в Азербайджане

В начале лета в центре Баку состоялся этап чемпионата мира «Формулы-1» Гран-при Азербайджана. Самые быстрые машины под управлением самых знаменитых пилотов мира снова соревновались на трассе Baku City Circuit, которую во всем мире признают одной из самых интересных и требовательных в сезоне – бриллиантом в короне королевы автоспорта. 

Фото: Motorsport Images. Baku City Circuit

Гран-при Азербайджана стал привычным и любимым событием для всех фанатов «Формулы» – он проводится с 2016 года. На этот раз больших концертов для привлечения зрителей на трибуны не устраивали, билеты на гонку и без того расходились отлично: в дни ее проведения город посетило более десяти тысяч иностранных туристов.

Журналисты и эксперты гонок во всем мире используют выражение «бакинский синдром»: оно емко отражает своеобразие бакинской трассы, на которой неизменно происходят самые интересные гонки сезона. Baku City Circuit так же красива и коварна, как трасса в Монако: чтобы показать хороший результат, пилоты должны буквально целовать колесами стены домов, пролетая вплотную к ним на скорости за 200 км/ч. При этом в Монако архисложно обгонять, и квалификационные заезды там зачастую интереснее самого Гран-при, а в азербайджанской столице возможностей для борьбы не меньше, чем на самых «обгонных» мировых трассах. Чего стоит самая длинная среди всех трасс прямая, позволяющая развивать рекордные скорости и дарить зрителям самые острые поединки на торможении перед трибуной «Абшерон». Последняя уже видела множество головокружительных перемен в ходе соревнований.

А еще в Баку, пожалуй, самые непростые, медленные и узкие повороты, которые в сочетании с выраженным перепадом высоты позволяют одним пилотам проявить свои умения, а для других становятся камнем преткновения. При этом благодаря отличной работе архитекторов и строителей трасса остается безопасной для гонщиков и зрителей. Здесь еще не было ни одной скучной гонки с предсказуемым результатом. Гран-при Азербайджана получился захватывающим и в этот раз.

Президент Международной автомобильной федерации FIA Мохаммед бен Сулайем и прези-дент Автомобильной федерации Азербайджана Анар Алакбаров на стартовой прямой Baku City Circuit рядом с машиной безопасности (Safety Car) – Aston Martin V8 Vantage. Фото: Motorsport Images. Baku City Circuit

В начале первой трети сезона, которая закончилась прямо перед гонкой в Баку, фаворитом выглядел Шарль Леклер из Ferrari. Однако от гонки к гонке все сильнее выступал дуэт команды Red Bull Racing Макса Ферстаппена, который приехал в Азербайджан уже лидером, и Серхио Переса. Практически непобедимый с 2014 года альянс семикратного чемпиона мира, рекордсмена всех времен по количеству побед в Гран-при сэра Льюиса Хэмилтона и команды Mercedes в этом году не имел шансов на победу.

Результаты квалификации, в которой победили Леклер и его алая Ferrari, не противоречили ожидаемому раскладу сил. Но Гран-при Азербайджана снова вышел непредсказуемым и радикально повлиял на ход борьбы в чемпионате.

Уже из первого поворота трассы лидером вышел не обладатель поул-позиции, а Серхио Перес. Девять кругов спустя, не выдержав нагрузок начала гонки, сошла Ferrari Карлоса Сайнса. Пока ее убирали в безопасное место, девять пилотов, в числе которых был и Леклер, совершили пит-стопы. Дуэт Red Bull не стал использовать возможность сменить шины и ненадолго вышел в лидеры, однако после остановок в боксах оказался позади лидера команды Ferrari, уверенно шедшего к победе. Но на 20-м круге сердце его «гарцующего жеребца» взорвалось, что означало полное фиаско команды-фаворита.

Среди гонщиков средней группы постоянно шла острая борьба и многочисленные обгоны, которые позволяет бакинская трасса. На 33-м круге зрители гонки снова услышали взрыв мотора. И опять не выдержал силовой агрегат производства Ferrari, только теперь уже на машине Кевина Магнуссена из команды Haas. Это был уже четвертый в гонке мотор Ferrari, вышедший из строя, если посчитать и чуть менее эффектный сход Alfa Romeo китайского пилота Чжоу Гуаньюя.

Шарль Леклер, Ferrari. Фото: Motorsport Images. Baku City Circuit
На машине Кевина Магнуссена из команды Haas не выдержал силовой агрегат производства Ferrari . Фото: Motorsport Images. Baku City Circuit

Отдельная глава Гран-при Азербайджана – выступление команды Mercedes. В этом году соревнования проходят на машинах, созданных по новым правилам, дающим возможность использовать граунд-эффект – силу, которая прижимает машину к дороге за счет очень сильного разряжения воздуха под днищем. Реализация этой возможности оказалась трудной задачей для инженеров: большинству машин мешает эффект «дельфинирования» – резонансной раскачки всего автомобиля на самых высоких скоростях. Сильнее всего эта проблема выражена на Mercedes. Она не только очень ухудшает результаты на круге, но и буквально испытывает гонщиков на прочность: вдобавок к обычным для спортсменов и запредельным для обычного человека перегрузкам в поворотах и при торможении болид буквально колотит днищем об асфальт на каждой прямой. И так круг за кругом, все полтора часа Гран-при.

«Уже из первого поворота трассы лидером вышел не обладатель поул-позиции, а Серхио Перес»

Фото: Motorsport Images. Baku City Circuit

Самая длинная и быстрая прямая в календаре «Формулы» стала для дуэта Mercedes настоящей пыткой: такой сильной вибрации не было еще нигде. Однако пилоты финишировали на третьей (Джордж Расселл) и четвертой позициях прямо за парой Red Bull, в которой первым пришел действующий чемпион мира Макс Ферстаппен. Отдельный спортивный подвиг совершил Льюис Хэмилтон: в таких условиях он поднялся с седьмого места на четвертое. Это потребовало столько сил, что ему понадобилась посторонняя помощь, чтобы выбраться из машины после финиша.

Тройка претендентов на титул чемпионов мира – 2022 прибыла в Азербайджан с разницей всего 15 очков между первым и третьим местами. Бакинская гонка очень укрепила позиции гонщиков Red Bull: первый номер и главный фаворит начала сезона (и по-прежнему самый быстрый пилот в квалификациях) Шарль Леклер со своим Ferrari теперь отстают от лидера на 34 очка. Преимущество же «быков» над «жеребцами» в кубке конструкторов выросло с 36 до 80 очков.

Маршалы на трассе приветствуют Safety Car. Фото: Motorsport Images. Baku City Circuit
Джордж Расселл, Mercedes. Фото: Motorsport Images. Baku City Circuit
Фото: Motorsport Images. Baku City Circuit

После исполнения гимнов Нидерландов и Австрии глава исполнительной власти города Баку Эльдар Азизов вручил кубок победителя Гран-при Максу Ферстаппену. Представитель команды Red Bull Racing получил командный приз из рук Мохаммеда бен Сулайема, президента Международной автомобильной федерации (FIA). Серхио Переса наградил за второе место министр молодежи и спорта Азербайджана Фарид Гаибов, а бронзового призера гонки британца Джорджа Расселла – президент Автомобильной федерации Азербайджана Анар Алакбаров. Серебряные кубки Гран-при Азербайджана посвящены городу Шуше: они сочетают элементы орнаментов с изображением, напоминающим кирпичную поверхность минаретов мечети Юхары Говхар Ага – одного из самых древних памятников города.

Гонка 2022 года едва успела уйти в историю, а работа над ее продолжением уже стартовала. «Мы начали переговоры с руководством «Формулы-1», – говорит исполнительный директор операционной компании Baku City Circuit Ариф Рагимов. – Пока рано говорить о каком-либо решении. Могу сказать, что обе стороны заинтересованы в этом, и если мы найдем правильный баланс в будущем, то, вероятно, контракт на проведение гонок в Баку будет продлен».

Победитель Гран-при Макс Ферстаппен. Фото: Motorsport Images. Baku City Circuit
Макс Ферстаппен, Red Bull. Фото: Motorsport Images. Baku City Circuit
Льюис Хэмилтон, Mercedes. Фото: Motorsport Images. Baku City Circuit

Фернандо Алонсо

Двукратный чемпион мира, двукратный победитель Le Mans, Daytona 24 и чемпионата мира по гонкам на выносливость. Посол Гран-при Европы на трассе Baku City Circuit

БАКУ: Фернандо, вы один из самых опытных пилотов в истории, были официальным послом Гран-при на первой гонке в 2016 году, видели Baku City Circuit раньше любого другого пилота F1 – и сейчас снова соревнуетесь здесь. Как впечатления?

ФЕРНАНДО АЛОНСО: С 2016-го мы уже несколько лет приезжали в Баку. Baku City Circuit – хорошая трасса и очень требовательная, поскольку городская. Она дает массу возможностей для обгонов на главной прямой. Это очень быстрая трасса, но ее тесная и извилистая часть усложняет поиск идеальных настроек. Кроме того, здесь уникальная комбинация исторической и современной архитектуры. Перед глазами множество небоскребов, но также и уникальные места Старого города – действительно ощущаешь историю этих мест.

БАКУ: С чем в первую очередь ассоциируется Azerbaijan Grand Prix?

Ф.А.: Со скоростью! И уникальной комбинацией старой и новой архитектуры, о которой я уже говорил. Отличная гонка, на которой удовольствие получают все участники – и пилоты, и зрители «Формулы-1».

БАКУ: В 2016 году вы сказали, что хотели бы, чтобы машины были быстрее, а конструкторы имели больше свободы в области аэродинамики. За эти годы произошли большие перемены, в том числе касающиеся аэродинамики. Каковы ваши впечатления от гонок на новых машинах?

Ф.А.: Пока рано говорить, полностью ли новые правила изменили «Формулу», однако налицо первые признаки, что теперь проще преследовать впереди идущую машину. В этом году мы видели на некоторых треках множество обгонов, но на других обгонять по-прежнему очень сложно. Новые машины этого года гораздо больше «скачут» на трассе, чем раньше, но с этим мы как команда отлично справляемся. Пилотировать стало менее комфортно, но мы постоянно работаем над этим. Атаковать поребрики трассы на этих машинах также нужно по-новому, чуть аккуратнее, потому что машины спроектированы в расчете на граунд-эффект.

Мы видим, что расстановка сил в этом сезоне изменилась, но это нормально при любой смене правил. Команда должна постоянно изучать машину, чтобы находить области, в которых мы можем наиболее быстро и эффективно ее дорабатывать.

В Баку даже на последнем круге может произойти всё что угодно, так что нужно до конца сохранять концентрацию. На этой трассе легко допустить ошибку.Сложная гонка, но мы хорошо выступили!

Фернандо Алонсо.Фото: Motorsport Images. Baku City Circuit

Себастьян Феттель

Четырехкратный чемпион мира

Мы оказались быстрее Alfa Romeo и ехали в одном темпе с Alpine и AlphaTauri, что не-сколько изменило расстановку сил. Команда потрясающе провела пит-стоп, благодаря чему я опередил Льюиса Хэмилтона.

Себастьян Феттель. Фото: Motorsport Images. Baku City Circuit

Льюис Хэмилтон

Семикратный чемпион мира

Я выдержал эту гонку на адреналине, сжимая зубы от боли. Не могу передать словами то, что чувствовал, особенно на прямой. Но я думал о тех, кто рассчитывал на меня в борьбе за очки. Мы добились неплохого результата, финишировали третьим и четвертым. Команда отлично сработала стратегически

Льюис Хэмилтон. Фото: Motorsport Images. Baku City Circuit

Мик Шумахер

Чемпион Европы «Формулы-3», чемпион «Формулы-2»

Мы полностью выложились, просто не хватало темпа. Начиная с субботы дела шли чуть лучше, но на такой трассе важнее всего эффективно поработать в пятницу.

Мик Шумахер. Фото: Motorsport Images. Baku City Circuit
Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»