В Баку состоялась виртуальная гонка «Формулы-1»
Фото: Formula 1

Бакинский этап Гран-при Азербайджана чемпионата мира «Формула-1» был отменен из-за пандемии, однако состоялась виртуальная гонка по столичным улицам. Только на официальном YouTube-канале «Формулы» ее трансляцию посмотрели около полумиллиона зрителей.

Возможность проведения гонки в Баку долго была под вопросом, но опасность распространения вируса и особые трудности с обеспечением безопасности именно на трассах городского типа, ранее уже решившие судьбу Гран-при Монако, привели к тому, что мероприятие все-таки отменили. Организаторы этапа подчеркнули, что уже купленные билеты будут действительны на Гран-при Азербайджана – 2021, а желающие смогут вернуть свои деньги. Принимающая сторона также не понесет финансовых потерь: взнос за проведение гонки переносится на следующий год.

Конечно, когда по всему миру реальные события в самых разных сферах жизни переводятся в режим онлайн, автоспорт не стал исключением. Тем более что, в отличие от других видов спорта, где пандемия заставила спешно придумывать новые форматы и организовывать онлайн-мероприятия буквально с нуля, виртуальный аналог автогонок существует уже более 20 лет. За это время игры-симуляторы проделали огромный путь, обросли своей субкультурой и, главное, стали идеально отлажены технически.

Раньше кибергонки существовали в своего рода параллельной вселенной. Там разворачивались бури в стакане воды, о которых мало кто знал, кроме участников событий по ту сторону мониторов. Но из-за пандемии реальный и виртуальный автоспортивные миры впервые не только соприкоснулись, но и проникли друг в друга. Многие реальные пилоты и раньше поигрывали в компьютерные машинки на досуге, и что-то из цифрового мира, бывало, выплескивалось в реальный: то тут то там призом за компьютерные победы становилась возможность попробовать себя за рулем болида и начать карьеру в реальных гонках. В 2020 году эта история вышла на высший уровень.

Фото: Formula 1

В первой половине виртуального сезона «Формулы-1» доминировал первый номер реальной команды Ferrari Шарль Леклер, косвенно подтвердивший не только свой талант, но и то, что даже игрушечные гонки требуют серьезного подхода. Готовясь к заездам, он тренировался за компьютерным рулем по пять часов в день. Вторая половина сезона прошла под диктовку Джорджа Рассела из реальной команды Williams, одержавшего четыре победы кряду. Он же выиграл виртуальный Гран-при Азербайджана в Баку и стал победителем по итогам всего цифрового чемпионата. Команда Williams сейчас далека от хорошей формы, но в виртуальной «Формуле» все машины одинаковы; для Рассела же компьютерные достижения парадоксальным образом оказались полезны в реальной карьере. Закончив «игрушечный» Гран-при Монако, он отметил: «После этой победы я получил больше паблисити, чем после любой из моих настоящих гонок».

Интересно, что подходы к организации виртуальных сражений реальных пилотов существенно различаются в разных сериях автогонок. Так, в «Формуле-1» организаторам удалось заманить на старт далеко не всех действующих пилотов, и состав участников разбавили другими знаменитостями – такими как голкипер мадридского «Реала» и сборной Бельгии Тибо Куртуа и всемирно известный киберспортивный комментатор Пол Redeye Чалонер. В связи с этим игру настроили на минимальные повреждения автомобилей в ущерб реализму борьбы.

На другом полюсе серьезности оказались кибергонки знаменитого немецкого чемпионата VLN на Нюрбургринге. В них можно было участвовать, если в экипаж входил хотя бы один настоящий пилот, а также требовалось оплатить существенный стартовый взнос.

Еще один вариант организации продемонстрировал виртуальный автомарафон в Ле-Мане: так же как реальный, он длился 24 часа, а состязались в нем 25 настоящих звезд «Формулы-1» разных лет (не считая пилотов других автогонок). Тут был и старый знакомый Баку – официальный посол азербайджанского Гран-при Фернандо Алонсо (к слову, в цифровом Ле-Мане ему не повезло – на втором часу гонки кончился кибербензин), и Рубенс Баррикелло, и Дженсон Баттон, и Хуан Пабло Монтойя... А Шарль Леклер, потерпев неудачу в электронном Ле-Мане, захотел выйти на старт реального марафона.

Некоторым пилотам в реальном мире аукнулись виртуальные ошибки. Звезды заокеанской серии NASCAR Кайл Ларсон и Бубба Уоллес лишились мест в команде: первый – из-за неудачной шутки в эфире трансляции цифровой гонки, другой – из-за того, что вышел из борьбы после аварии (фирма-спонсор посчитала, что пилот продемонстрировал плохой спортивный дух). Но самый резонансный случай произошел с Даниэлем Абтом, сыном и племянником основателей компании ABT Sportsline. Он потерял место в команде Audi реальной Formula E, в которой с 2017 года успел добыть две победы и занять десяток подиумов, поскольку за компьютерным рулем подменил себя профессиональным компьютерным гонщиком. Обман вскрылся и, несмотря на попытку обратить все в шутку, вызвал грандиозный скандал, поскольку в киберсобытия оказались втянуты благотворительные инициативы, финансовые интересы спонсоров и репутационные капиталы крупных компаний.

Пандемия закончится, гонки вернутся на привычные трассы, в том числе на улицы Баку. За время карантина электронный автоспорт так приблизился к реальному, что по картинке трансляции, профессиональным комментаторам и фамилиям действующих лиц уже не сразу понятно, где игра, а где жизнь. Конечно, ничто не заменит неукротимой энергии и рева гоночного автомобиля, проносящегося рядом с трибунами у вас на глазах. Однако и в виртуальном автоспорте определенно есть своя прелесть. На одной из кибергонок звезд с трассы вдруг исчез великий мотогонщик Валентино Росси. Никто его за это не упрекнул. Какие могут быть виртуальные погони, когда реальному девятикратному чемпиону мира его мама говорит: «Вале, ужинать!»

Пилот команды WilliamsДжордж Рассел, победитель виртуального Гран-при Азербайджана «Формулы – 1». Фото: Formula 1
Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»