Легендарный балет «Легенда о любви», восстановленный для бакинской сцены при поддержке Фонда Гейдара Алиева, отправился в путешествие по миру.
Первый гастрольный показ состоялся на Международном фестивале балета и музыки в Нерви (районе Генуи).
В сентябре прошлого года во Дворце Гейдара Алиева бакинская публика праздновала возвращение великолепного балета Арифа Меликова «Легенда о любви». Его мировая премьера состоялась в Мариинском театре в 1961 году, через 15 месяцев постановка добралась до Баку, затем объездила множество театров разных стран, но в азербайджанской столице до начала 2000-х больше не шла. Посланцы хореографа Юрия Григоровича, его доверенные педагоги Оксана Цветницкая и Руслан Пронин проделали огромную работу, подготовив труппу Азербайджанского государственного академического театра оперы и балета к сложнейшей хореографической задаче.
Постановка 2023 года была бы невозможна без поддержки Фонда Гейдара Алиева: театр не смог бы создать зрелище такого масштаба, в котором участвовали не только балетные артисты, но и танцоры Азербайджанского государственного ансамбля танца. Были специально сшиты 250 костюмов, воспроизведены оригинальные декорации Симона Вирсаладзе – и после бакинской премьеры уже эта версия спек¬такля отправилась покорять мир. Первый визит – в Италию, первый показ – на Международном фестивале в Нерви, одном из районов Генуи.
Нерви славится виллами аристократов: всего их здесь четыре (самая старая построена в XVI веке, самая новая – в ХХ), и их сады признаны шедевром паркового искусства. Теперь сады Нерви принадлежат государству, и с 1955 года, когда появился фестиваль (кстати, самый старинный из итальянских балетных форумов), здесь шли его спектакли. Сегодня фестиваль захватил и театральные сцены Генуи, но площадка на лугу перед виллой Гримальди Фассио остается главной, и зрители смотрят спектакли под звездным небом.
В этом году в Нерви приехали «Балет Бежара в Лозанне» с программой, состоящей из работ Мориса Бежара и Жиля Романа, и испанская танцевальная компания Серхио Берналя, привнесшая в классическое искусство интонации цыганских танцев. Самый знаменитый из танцовщиков Ла Скала Роберто Болле представил публике гала-концерт, где танцевал сам и дал такую возможность коллегам. Гамбургский балет привез «Сон в летнюю ночь» своего гениального худрука Джона Ноймайера – и шекспировские шутки, переложенные в танец, смотрелись истинным волшебством настоящей летней ночью (спектакли в Нерви начинаются после 21.00). Среди постановок, привезенных знаменитыми компаниями, ярким светом сияла «Легенда о любви».
Бакинские зрители в прошлом сентябре восхищались появившейся на сцене Дворца Гейдара Алиева гигантской старинной книгой – персонажи будто сходили с ее страниц. В Нерви пришлось обходиться без декораций: в результате дорожных проблем они застряли в Триесте. Внимание публики было направлено только на артистов, и тем ценнее была ее восхищенная реакция. Оценила гастролеров и Франческа Кампонеро, танцевальный обозреватель итальянского портала ArtsLife. Режиссер по образованию и один из самых требовательных рецензентов в стране, она так отозвалась о «Легенде о любви»: «Классические па кажутся увиденными сквозь призму восточного сюжета: типичные позы рук, напоминающие о танцах с персидских миниатюр, причудливое орнаментальное письмо в кружевном узоре арабского алфавита... Танцевальная труппа Азербайджанского государственного академического театра оперы и балета и артисты Азербайджанского государственного ансамбля танца качественно исполнили сложную воинственную хореографию Григоровича. Особенно хороши были солисты Аян Эйвазова (царица Мехмене Бану), Динара Мамедова (принцесса Ширин), Илья Манаенков (Ферхад) и Макар Ферштандт (Визирь)». А для Моники Корбеллини из газеты La Repubblica постановка стала поводом рассказать об истории и героях азербайджанского балета. Критик не забыла ни «Девичью башню», ни артистов, многие годы создававших славу бакинской сцены: она вспомнила Гамэр Алмасзаде, Лейлу Векилову, Рафигу Ахундову, Максуда Маммадова, Владимира Плетнева, Тамиллу Ширалиеву и Чимназ Бабаеву.
…Разворачивается торжественное шествие: царица и ее сестра идут по городу, жители должны склонить головы. Как завороженный, смотрит неосторожный художник Ферхад на двух женщин и сразу отдает сердце младшей – нежной и трепетной Ширин. Старшая, Мехмене Бану, отдавшая свою красоту за жизнь сестры и потому вынужденная вечно скрывать лицо, падает в бездну отчаяния и ревности: она сама влюблена в этого молодого человека. Монологи, в которых герои говорят о своих чувствах. Дуэты – реальные, как встреча Ширин и Ферхада, и призрачные, когда Мехмене Бану приходит к Ферхаду во сне. Кордебалетные сцены, сделанные с фантастической изобретательностью и исполненные с образцовой точностью. «Легенда о любви» вошла в историю генуэзского фестиваля и влюбила итальянских зрителей в азербайджанский балет. Они будут стремиться увидеть его снова. Следующая возможность представится на фестивале в Арена ди Верона.