Премьера балета «Танго любви» в постановке российского хореографа Лилии Сабитовойсостоялась в бакинском Театре оперы и балета и совпала со столетием первого исполнения танго в городе. Совпала случайно, как часто бывает в Баку.
Созданный на музыку Карлоса Гарделя, Астора Пьяццоллы, Херардо Родригеса и Консуэло Веласкес балет основан на тривиальном сюжете, в центре которого классический любовный треугольник. Действие разворачивается в кабаре-танго, куда случайно забредает скучающий главный герой Рауль (Гюльагаси Мирзоев). Там он знакомится с танцовщицей Лаурой (Камилла Гусейнова), чей гипнотизирующий танец околдовывает его. Соло перерастает в дуэт – вот уже танго их любви не могут прервать ни страдания невесты Рауля Терезы (Вероника Аразова), ни протесты хозяина кабаре Мигеля (Самир Самедов), ни сопровождающая его свита охранников. И только удар ножом отчаявшейся Терезы в сердце соперницы разрывает чары страсти. Впрочем, жизнь продолжается, и танго по-прежнему звучит, вторя извечному «любовь бессмертна»…
«В этом балете наша труппа впервые обращается к танго, – поделилась после премьеры Вероника Аразова. – Ранее в некоторых постановках были вкрапления этого танца, но здесь весь сюжет построен на философии танго. И потому акцент поставлен в большей степени на создание образа этого танца, нежели на передачу техники исполнения аргентинского танго – это все-таки классический балет».
«В то же время здесь присутствует синтез различных техник, – продолжает разговор Камилла Гусейнова. – С одной стороны, это создает большую сложность для исполнителя, а с другой – интерес и желание это новшество обуздать и сделать своим, привычным».
После того как занавес опустился, за кулисами еще долго не утихал ажиотаж. Премьера прошла с блеском: море цветов, шквал аплодисментов после каждого сольного выступления, крики «браво!» еще долго беззвучно витали над опустевшей сценой. Бакинский зритель принял постановку на ура. Ее ждали еще с начала весны – билеты раскупили сразу после выхода афиши.
Танго популярно в Баку лишь в последние годы, но было ощущение, что бакинцы ждали «Танго любви» как родное, давно забытое, как ту мелодию у колыбели, что забывается с годами, но просыпается в памяти с первых же звуков… Интересно, когда же в Баку впервые появилось танго?
В Госархиве выяснилось: ровно сто лет назад, в 1914 году!
«5 февраля театр-варьете объявил вечер танго при участии двух пар»
1914. Год танго
Чтобы представить себе Баку начала прошлого века, достаточно вообразить оазис у берега моря, окруженный пустынными степями. На этом пятачке с населением 150 тысяч человек с началом нефтяного бума закипела культурная жизнь. Одних только закрытых концертных площадок в 1907 году было около десяти: это и Бакинский цирк братьев Никитиных, и варьете «Пале-де-кристаль», и театр Г. З. А. Тагиева, и зал «Гранд-отеля», и многие другие. Ежедневно появлялись новые афиши гастролеров – музыкальных и театральных, из России и из Европы. Какие только жанры не были представлены в музыкальном репертуаре Баку тех времен: оперная, симфоническая и камерная музыка, оперетта и куплеты, детские, семейные, танцевальные программы... Сюда шли колоссальные торговые поставки из России и многих стран Европы, в том числе музыкальной продукции. Уже в 1907 году в газете «Каспий» появилась реклама «Акционерного общества «Граммофонъ», предлагающая бакинцам свой ассортимент, «в репертуаре которого 20 000 пластинок на 70 языках мира».
4 февраля появился анонс театра-варьете «Казино»: «Сегодня у нас беспрерывное развлечение с 10 до 4 утра – non plus ultra, ту-степ, танго, цыганские романсы, аттракционы, шансоньетки и т. д.» (газета «Баку», № 34, 1914 г.).
Но по-настоящему танго вышло на бакинскую сцену зимой 1914 года. 5 февраля театр-варьете объявил вечер танго при участии двух пар «Танго Макса Линдера» (газета «Баку», 1914 г.). И с этого дня пошла волна. 24 февраля в «Казино» уже гастролирует дуэт La Belle Gitana, исполняющий аргентинское танго («Баку», № 34, 1914 г.).
Аргентинская пара привезла с собой и новую традицию. Так, через неделю появляется следующий анонс: «В воскресенье 2 марта – Five o’clock tango tea. По примеру Парижа, Лондона, Берлина, Санкт-Петербурга и Москвы в зале театра-варьете «Казино» будут устраиваться с 5 до 8 часов вечера все новейшие танцы: танго, ту-степ, максим, бостон и др. При участии бального струнного оркестра из 16 человек. Специально приглашены балетмейстеры-распорядители танцев г-н Фернандес и г-жа Гитана – члены жюри конкурса по танго в «Казино» Буэнос-Айреса в 1913 г.» («Баку», № 47, 1914 г.).
Для сравнения – танго попало в Нью-Йорк и многие европейские страны в конце 1913 года – практически в то же время. В это верится с трудом, но с фактами не поспоришь.
В те годы Баку стремительно откликался на каждое новое явление в искусстве. В течение марта 1914 года каждое воскресенье аргентинская пара проводила свое Five o’clock tango tea – по нашим меркам это было не что иное, как мастер-классы по аргентинскому танго.
А с 25 марта на сцене театра-варьете выступал французский дуэт из театра «Фолли Бертеръ» с салонным аргентинским танго, вальсом acrobatik, танцами modern («Баку», № 69, 1914 г.). Можно представить сценку-диалог 1914 года. Вечерний бульвар, по которому совершают променад знатные бакинцы, снимая шляпы и чинно раскланиваясь друг с другом: «Будете ли вы сегодня смотреть театр «Фолли Бертеръ»?» – «О нет, мы уже видели их номер. Говорят, сегодня в варьете «Яръ» танго будут танцевать мужчины!»
Действительно, афиша 49-го номера газеты «Баку» оповещала о ежедневном танго в варьете «Яръ» в исполнении господ Мангубеско («Баку», № 49, 1914 г.). Как известно, в формировании танго существовал этап мужского парного танца, когда в ожидании женщин мужчины от скуки танцевали друг с другом. И эта страница истории танца не миновала Баку.
В это же время в газетах появляются объявления о приеме на курсы танго у профессионального балетмейстера. В синема-театре «Эдиссонъ» на экране сверх программы «идет всемирный танец ТАНГО». В театре «Рекорд» с конца апреля 1914 года демонстрируется «сильная высокохудожественная драма в пяти частях «Всяк на Руси танцует танго» с участием знаменитой Асты Нильсен (газета «Каспийская копейка», 21 апреля 1914 г.).
С началом Первой мировой войны танго стало тише звучать в Баку. И практически затихло с приходом революции. Но тангомания 1914 года осталась глубоко в памяти поколений, чтобы сто лет спустя вспыхнуть вновь благодаря премьере в Театре оперы и балета.