Фахрия Халафова: быть первой

Фахрия Халафова стала первым профессиональным азербайджанским художником-модельером и парфюмером, основала первую в современном Азербайджане школу моды. Ее работы первыми среди азербайджанских дизайнеров попали в коллекцию Эрмитажа. Так каково это – быть женщиной-первопроходцем?

Фото: Алексей Пивоваров

День 5 декабря 2017 года попадет в историю азербайджанской моды: тогда совместно с директором Государственного Эрмитажа Михаилом Пиотровским было подписано соглашение, по которому три работы Халафовой передавались в фонд музея. Это были два платья, украшенных национальными орнаментами, из коллекции «Восточный магнетизм» и одно – в стиле рококо, из свадебной коллекции. Никогда до этого работы азербайджанских модельеров не попадали в фонд Эрмитажа.

«Главное, чтобы я не стала первой и последней азербайджанкой, чьи работы хранятся в главном российском музее, – говорит дизайнер. – Я мечтаю о том, чтобы наша родная история и культура были представлены по всему миру и на всех возможных площадках. Когда мои платья попали в коллекцию Эрмитажа, это стало для меня огромным вдохновением. Теперь я хочу создать еще несколько шедевров и передать их в коллекции лучших музеев мира».

Подписание договора с директором Государственного Эрмитажа Михаилом Пиотровским (слева). Фото: Из архива Фахрии Халафовой
Три платья Фахрии Халафовой, переданных в коллекцию Эрмитажа (справа). Фото: Из архива Фахрии Халафовой

Рафиг и Рафига

В семье Фахрии очень серьезно относились к воспитанию и образованию детей. И личный пример родителей действовал гораздо сильнее хороших преподавателей и книг из домашней библиотеки.

Отец научил Фахрию добиваться своей цели. Он был самоотверженным человеком, который за свою жизнь успел, как сейчас говорят, реализовать множество больших проектов. Среди достижений Рафига Расуловича – изобретение установки-укладчика подводного трубопровода, который доставлял нефть со дна моря на сушу. При нем в самые отдаленные концы республики были протянуты автодороги. Он позаботился о миллионе азербайджанских беженцев из Карабаха, в кратчайшие сроки оснастил азербайджанскую армию полным военным обмундированием и сделал еще десятки важных для страны дел.

Мама Рафига Алиева, сестра Гейдара Алиева, была доктором химических наук и профессором Бакинского университета. От нее Фахрия переняла способности к занятиям наукой, умение анализировать факты, синтезировать опыт и делать правильные выводы. Рафига Алиевна была первой и единственной в Азербайджане женщиной-академиком в области аналитической химии, написала 450 научных работ, подготовила 25 учебников, зарегистрировала 20 патентов. Среди ее учеников – 20 докторов философии и докторов наук. С 2001 года она заведовала в Бакинском университете научно-исследовательской лабораторией под названием «Экологическая химия и защита окружающей среды».

Рафига Алиевна ушла из жизни больше двух лет назад, боль от ее потери еще очень сильна, хотя Фахрия, как уравновешенный человек, не демонстрирует своих переживаний. Но все свои работы она в глубине души посвящает любимым родителям, Рафигу и Рафиге.

Ее университеты

Фахрия по своей натуре перфекционистка и биологический факультет Азербайджанского государственного университета окончила на отлично. Далее последовала блестяще пройденная аспирантура в Академии наук по специальности «психология». А после этого Фахрию пригласили на работу и трудную, и интересную – в лабораторию Института физиологии, которая занималась нейрофизиологией головного мозга человека. Сегодня благодаря своим знаниям и опыту в этой сфере дизайнер обладает двумя важнейшими в современном мире умениями: избегать стрессов и находить общий язык с самыми разными людьми.

Еще в университете Фахрия поняла, что гораздо больше биологии ее привлекает история искусства и моды. В то время в Баку еще не было вузов, где этому учили, и в середине 1990-х Фахрия поехала в Измир поступать в Турецкую высшую специальную художественную школу дизайна. Родители поняли, насколько важна для дочери мода, и поддержали ее решение получить профессиональное образование в этой области.

«В Турции я узнала о теории моды и модной индустрии практически все: учебная программа была очень насыщенной, – вспоминает дизайнер. – Потом я долгое время училась профессии у опытных мастеров, и все эти годы учебы и самостоятельных поисков привили мне величайшее уважение ко всему процессу изготовления одежды, вплоть до малейших деталей. Этим уважением я руководствуюсь постоянно – при создании коллекций как haute couture, так и prêt-à-porter».

Фото: Из архива Фахрии Халафовой

Мода как работа

В 1998-м, вскоре после возвращения из Стамбула, Фахрия создала первый в Азербайджане центр моды и дизайна, а в 1999 году представила свою первую коллекцию на Днях культуры Азербайджана в России. Коллекция полностью соответствовала своему названию «Тайна»: плавные линии, женственные силуэты, гармоничное сочетание цветов и манящий восточный акцент образов – все это интриговало зрителей.

Демонстрация ее следующей коллекции «Богиня нефти», которая состоялась через год, стала первым профессиональным показом мод в Баку – и одновременно блестящим шоу. Показ не был традиционным дефиле: он был поставлен как спектакль, а Фахрия выступила и как дизайнер, и как режиссер. Ее новаторство оценили не только в Баку, но и на Всемирной выставке EXPO 2000 в немецком Ганновере, куда она привезла «Богиню нефти». И тут Фахрия снова стала первопроходцем, потому что это был первый показ азербай-джанской моды на международном мероприятии за границей.

«В своих коллекциях я стараюсь соединить Восток и Запад, но Восток упрямо выходит на передний план, что понятно: ведь мой идеал – традиционная азербай-джанская одежда, – признается Фахрия Халафова. – Эти платья так изящны! Они сшиты из шелка и бархата, украшены замысловатой вышивкой, отделаны золоченой тесьмой. Вышивая бисером, золотыми и серебряными нитями, используя тонкие кружева, мастерицы прошлых лет создавали настоящие произведения искусства. Каждая деталь служила определенным месседжем зрителям. Цвета тканей для национальных костюмов выбирали яркие, сочные. Особенно любили красный – в Азербайджане он символизирует благополучие и счастье.

Я часто использую шелк. С этим материалом работать очень трудно, но он того стоит. Шелк – уникальная ткань. Только он способен создать такой элегантный силуэт, только он так стройнит. Да-да, шелк может визуально уменьшить одежду на два размера!»

В следующие пять лет модельер Халафова создала несколько великолепных коллекций, которые имели огромный успех и получили международные награды. Самому же дизайнеру на родине было присуждено звание заслуженного деятеля искусств Азербайджанской Республики, которое творческому человеку непросто получить даже при наличии большого таланта: нужны особые заслуги. В случае с Фахрией эта заслуга состояла как раз в ее первенстве и в том, что она открыла миру азербайджанскую моду.

«Национальные мотивы в моих коллекциях отвечают за утонченную женственность и индивидуальность, – объясняет модельер. – Благодаря азербайджанским орнаментам создается образ таинственной восточной незнакомки. Этот стиль ослепляет своей роскошью, к тому же он всегда актуален, независимо от тенденций. Обратите внимание: в любом модном сезоне в новых коллекциях обязательно есть экземпляры с явными восточными мотивами».

В 2005 году Халафова начала преподавать на кафедре моделирования Азербайджанского государственного университета культуры и искусств. С тех пор она успела получить ученое звание доцента, а ее первые ученицы – стать художниками по костюмам в театрах и открыть собственные модные дома. Когда при устройстве на работу ее выпускницы говорят, у кого они учились, их тут же берут, не растрачивая время на собеседование и прочие формальности: такая у Фахрии репутация.

«Мой идеал – традиционная азербайджанская одежда, эти платья так изящны!»

Фото: Из архива Фахрии Халафовой

Каспийская роза – эмблема любви

Есть в биографии Фахрии еще один эпизод под названием «Она сделала это первой»: она первый профессиональный парфюмер Азербайджана. Фахрия училась парфюмерному искусству во французском Грасе и проявила большие способности. Они заключались не только в старательности Фахрии и хорошем вкусе, но и в ее прекрасной памяти, которая способна удерживать добрую тысячу ароматов.

Парфюмер, который не запоминает запахи, обречен работать только в лаборатории среди образцов. А Фахрия может создать аромат, находясь в любом месте, исключительно по памяти: надо только мысленно представить палитру ароматов во всех нюансах, сопоставить их и в уме сочинить формулу. Это удается далеко не всем, поэтому парфюмер такая редкая профессия.

В ароматах, созданных Фахрией Халафовой, явственно слышен Азербайджан – такой, каким мы все его любим: теплый, спокойный, полный любви, солнца, фруктов и цветов. Именем цветка – каспийской розы – был назван и самый популярный парфюм Фахрии Халафовой. Через некоторое время дизайнер дала это же название своей коллекции вечерних нарядов. Она представила их на Миланской неделе моды: роскошные платья со струящимися силуэтами и пышными многослойными подолами. Несколько нарядов было расшито объемными бутонами роз.

Фото: Из архива Фахрии Халафовой

Где живет красота

Откуда дизайнер берет свои идеи, где находит вдохновение, как рождается образ? Любому человеку, не занимающемуся искусством, интересно, как происходит процесс творчества. К сожалению, детали не всегда можно описать словами: это надо чувствовать. Но Фахрия все же объяснила, как рождаются ее произведения:

«Я всегда открыта новым идеям и вижу их везде: в музее, художественной галерее, на старой улочке в Ичери шехер. Даже собственный дом, в котором знаешь каждый сантиметр, может вдруг подарить вдохновение. Интересно: казалось бы, мода меняется и устаревает стремительнее всех других форм творчества – но при этом она опирается именно на идеи прошлого. Я имею в виду классическое и современное изобразительное искусство. 

Фото: Из архива Фахрии Халафовой

Например, произведения великих русских авангардистов Кандинского и Малевича до сих пор будоражат умы: эти художники видели мир под другим углом. И хотя их картины представляют собой непоследовательные цветовые сочетания и геометрические фигуры, в их основе лежит главная идея искусства – стремление к гармонии. Сегодня влияние этих художников можно обнаружить повсюду, от архитектуры до кинематографа, не стала исключением и мода. Но конечно, дизайнер должен хорошо разбираться и в современности: что волнует людей, какую музыку слушает молодежь, что актуально в уличной культуре, какие тенденции в художественных течениях…

Тот, кому это по-настоящему интересно, кто тоньше это чувствует, кто может пропустить все эти знания и эмоции через себя, став своеобразным катализатором, тот и родит действительно уникальную творческую идею. И станет первым».

Фото: Алексей Пивоваров

Нина Тарасова

кандидат исторических наук, хранитель коллекции костюма Государственного Эрмитажа:
post-photo
Фото: Из архива Фахрии Халафовой
«С творчеством Фахрии Халафовой модный Петербург познакомился во время Международного культурного форума, в рамках которого проводилось дефиле современных российских и зарубежных дизайнеров. После дефиле для расширения коллекции современного костюма Эрмитажа было решено взять несколько работ Фахрии Халафовой. Мы попросили ее выбрать те, которые, по ее мнению, лучше всего отражают ее личность и представляют творческий почерк. Госпожа Халафова выбрала три ансамбля из коллекций последних лет, которые созданы в стилистике азербайджанского национального костюма с характерными для него яркими красками, обилием декора, использованием разнообразных по фактуре материалов, вышивки золочеными нитями, блестками, стразами. Струящийся и буквально летящий при малейшем движении натуральный шелк подчеркивает стройность и гибкость стана азербайджанской девушки. Модельер делает особый акцент на вышитом декоре, неповторимая красота которого создается кропотливой ручной работой высококлассных мастериц. Ансамблям Фахрии Халафовой свойственна особая, поэтическая женственность, и в то же время каждый из них раскрывает и подчеркивает женскую индивидуальность».
Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»