Родион Исмаилов: каникулы Лолиты

Имена азербайджанских режиссеров сегодня звучат по всему миру. Фильмы сняты в Азербайджане, пейзаж играет в них едва ли не важнейшую роль; в кадре присутствуют азербайджанские актеры и простые люди, с экрана звучит азербайджанская речь. Можно ли говорить об азербайджанской «новой волне» и какие факторы способствуют оживлению национальной киноиндустрии, мы попытались разобраться в нашем специальном проекте. 

Десятилетняя девочка впервые едет в Азербайджан, чтобы познакомиться с семьей отца. Как всякий ребенок, она задает много вопросов: почему здесь так много пьют чая, в каком доме кто из родственников живет. Первое знакомство героини со страной, с которой она этнически связана, стало сюжетом документального фильма живущего в Питере азербайджанского режиссера и продюсера Родиона Исмаилова «Моя родня». Картина, снятая на родине режиссера, в селе Кехнагала Товузского района, проехалась по кинофестивалям всего мира и получила букет престижных наград.

Кадр из фильма «Моя родня». Дочь Родиона Исмаилова Лолита

БАКУ: Вы, как я понимаю, должны были стать театральным человеком, но не стали. Расскажите, как вас занесло в Питер и у кого вы учились?

РОДИОН ИСМАИЛОВ: Я очень хотел стать театральным режиссером, и как только отслужил в рядах ВМФ, целенаправленно отправился в Санкт-Петербург в надежде попасть на курс великого режиссера Товстоногова. Но по приезде, к сожалению, узнал, что Георгий Александрович скончался. Ничего не оставалось, как поступать наугад, поскольку других театральных педагогов в то время я не знал.

БАКУ: Почему в итоге предпочли театру кино?

Р.И.: Пока учился на театрального режиссера, понемногу начал осознавать, что нас, режиссеров, как-то слишком много, а театры можно пересчитать по пальцам. Не было никакой надежды, что молодому режиссеру позволят ставить спектакль при живом главном. В лучшем случае можно было уехать в глубинку и стать третьим ассистентом главного режиссера либо остаться в Санкт-Петербурге в качестве второго ассистента пятого режиссера. Конечно, меня это не устраивало, и я решил стать режиссером кино, где все зависит только от тебя самого. Если ты амбициозный, пробивной и есть свежие идеи, то все в твоих руках. Вот с такими революционными мыслями я оказался в Санкт-Петербургском университете кино и телевидения на курсе Б. Ю. Волковича.

БАКУ: У вас много ярких продюсерских работ. Когда работаете в качестве продюсера, удается сдерживать режиссерские амбиции? Какой самый удачный тандем с режиссером у вас сложился?

Р.И.: Если рядом с тобой талантливый режиссер, ты не думаешь о своих амбициях, просто помогаешь ему, чтобы он мог на все 100% реализовывать свою идею. А бывает, чувствуешь, что все катится к черту, и тогда, конечно, инициативу берешь в свои руки. Из всех, с кем мне удалось поработать, самый удачный тандем был с моим другом Александром Башировым. Мы понимали друг друга с полуслова: он был генератором идей, а я делал все, чтобы реализовывать их. Мы создали свою студию, организовали фестиваль независимого кино, и еще одно наше детище, фильм «Железная пята олигархии», получил главный приз фестиваля независимого кино в Роттердаме и множество других престижных наград, в том числе Венецианского кинофестиваля. Я до сих пор встречаю фанатов этой ленты.

«В вопросах любви не может быть разделения на национальности, расы, религии»

БАКУ:  В последнее время имена азербайджанских режиссеров звучат по всему миру: их фильмы показывают на фестивалях, они получают призы. Можно ли говорить о новом ренессансе азербайджанского кинематографа?

Р.И.: Наличие съемочного оборудования, режиссеров, операторов и продюсерских центров вовсе не означает оживления киноиндустрии в целом. Национальный кинематограф – это не только производство фильмов, но и отлаженная прокатная система. Сегодня фильмы, созданные при господдержке, часто не доходят до зрителя либо выходят ограниченным тиражом. Конечно, есть режиссеры-самородки, но их не так много. Мне кажется, государство должно поддерживать их, поскольку многие кинофестивали мира следят за их творчеством, ждут появления новых работ. За них не стыдно, их фильмы и есть настоящий азербайджанский кинематограф. Я сам себя считаю азербайджанцем, живущим в России.

БАКУ: Расскажите, как появилась идея снять фильм «Моя родня»?

Р.И.: Сначала у меня была идея снять фильм об Азербайджане так, чтобы зрители получили общее представление о стране, народе, традициях – вплоть до географического расположения. Мне было важно показать первое прикосновение к нашей культуре, но с точки зрения не взрослого человека, а ребенка. Я стал искать героев: нашел несколько семей, которые впервые везли своих детей в Азербайджан. Но одни почему-то решили, что это не будет интересно, а другие просто не захотели, чтобы их родные «светились» в кадре. К счастью, в это же время я сам готовился к поездке домой со своей дочкой Лолитой, которая раньше никогда не была в Азербайджане и не была знакома с моими родными. Тогда я придумал снять фильм про свою семью, и теперь думаю, что это было самое верное решение.

БАКУ:  А с чем вы связываете международный успех этого документального фильма?

Р.И.: Мне кажется, что тема интернациональных браков и, конечно же, их последствий актуальна сейчас для многих стран. Некоторые народы по-прежнему испытывают страх перед ассимиляцией, считают, что необходимо ограничивать подобные браки, дабы не утратить самобытность, национальный характер, язык – одним словом, не пострадать от слияния. Другие же, по преимуществу европейцы, считают, что в вопросах любви не может быть разделения на национальности, расы, религии. По их мнению, интернациональные браки учат общество терпимости и способствуют улучшению отношений между странами. Думаю, и те и другие правы. Собственно, об этом мое кино.

separator-icon
Съемки фильма проходили на родине Родиона Исмаилова – в селе Кехнагала
Съемки фильма проходили на родине Родиона Исмаилова – в селе Кехнагала
Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»