Художник Али Гасанов: человек играющий
Фото: Павел Самохвалов

Али Гасанов – артист в средневековом смысле этого слова: человек, увлекающийся свободными искусствами. Причем «свободный» – ключевое для художника понятие. Али придумал азербайджанский перформанс, делал костюмы для фильмов, занимался скульптурой, музыкой, кинематографом, видеоартом. Он не любит, когда его вписывают в рамки, припечатывают определением или навязывают однозначные смыслы. Где бы ни выставлялся Али Гасанов, будь то Венецианская биеннале, квартирный междусобойчик или персональная выставка в музее, он остается верен самому себе. Недаром его проекты носят многозначные имена: Vise versa («Наоборот»), Scatterheart («Щедрое сердце»), Omnia mea («Все свое»), «Кафедральный шпион». Али – настоящий Homo ludens – человек играющий: шпион, провокатор, жонглер, переворачивающий смыслы. Как художник он стремится выйти за рамки любых институций, разрушить комфортные укрытия, которые одновременно защищают и держат в плену. 

Свободные метафоры

Naschkatze, 2018. Фото: Шараф Нагиева

«Лавашана́ – это азербайджанская приправа, немного похожая на пастилу, ее готовят из кислых фруктов или ягод. Я задумал проект Lavashanalogy как не имеющий четких временных рамок и узкой темы. Он должен был соединить различные практики и смыслы – игровые, перформативные, скульптуру и биоарт.

Своеобразной точкой отсчета стал большой культурный проект в Грузии, в котором мы участвовали с Фархадом Фарзалиевым: художники со всего мира искали общие для Кавказа культурные матрицы. Тогда я по-новому посмотрел на все, что окружало меня в детстве, и вспомнил бабушкину лавашану. Я стал работать с ней как с биоматериалом: провел серию экспериментов, интерпретируя старинный рецепт. Первым результатом стала картинка, где на фоне неба висит белье: все объекты на ней созданы из лавашаны.

В итоге я стал развивать тему в формате визуального биоэксперимента. Я беру то, что было частью меня, а потом возвращаю обратно – это своего рода дань. Себя я называю кустарем: сам варю, сам строю. Мне очень нравится, что за этой работой не стоит никакая институция: как художник я свободен и могу развивать идею в любом направлении. Я уже создал серию биоразлагаемых скульптур. Придумал сделать из лавашаны рубашку-оберег – «вторую кожу», на которую нанесены охранные символы. Эта метафора незащищенности эфемерна, как и биоразлагаемость. Есть идея создать игральные карты, которые можно есть в процессе игры, – такой эзотерический перекус. В общем, идей масса: с одной стороны, это игра, а с другой – постоянно обнаруживаешь новые смыслы».

Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»