Среди имен, прославивших Карабах в искусстве, появилось новое – Шуша ханым. Шуша – современная художница, но человеком искусства ее не назовешь, потому что она не человек, а нейросеть. В Стамбуле Шуша ханым представила коллекцию оживших карабахских платков кялагаев, но возможности ее поистине безграничны. Об этом нам рассказала ее создательница Набат Гараханова.
Cначала была Авинд, женщина из будущего, с пронзительными глазами хаски. Ультрасовременная красавица – первый виртуальный куратор в исламском мире (ее имя в переводе с персидского и означает «первая»). Авинд положено быть строгой, ведь она – нейросеть Стамбульского фестиваля цифрового искусства (Istanbul Digital Art Festival). Это она предлагает главную тему фестиваля и находит участников, которые, по ее мнению, лучше других могут эту тему раскрыть. Вместе с предложенными ею живыми кураторами Авинд готовит выставки, придумывает дизайн и решает, как будет организовано пространство.
Фестиваль проходит в Стамбуле уже четыре года, раз от раза становясь масштабнее: в 2024-м в нем приняли участие 55 художников со всего мира, работающих в сфере кинетического, алгоритмического и других разновидностей цифрового искусства. Темы форума соответствующие: в 2022-м – Sustainability («Устойчивое развитие»), в прошлом году – Human-nature, Human-machine and Machine-nature («Человек-природа, человек-машина и машина-природа»). На этот раз цифровые художники собрались под девизом Search Reality («Поиск реальности»).
На церемонии открытия Авинд представляет фестиваль, рассказывает о программе, а потом вдруг делает паузу и спрашивает: «Вам нравится мое платье?» (то, как ей выглядеть, она тоже решает сама – в этом году внезапно захотела сменить имидж). Публика смеется и аплодирует. Перед гостями Авинд выступает вместе с Набат Гарахановой – создательницей фестиваля и… ее самой.
Набат родилась и выросла в Баку, но уже много лет живет в Стамбуле. Получив степень магистра, она долго работала в Организации исламского сотрудничества. «Развивать связи между странами, вести переговоры, улаживать конфликты – всему этому я научилась в ОИС. В то же время мне всегда хотелось создавать что-то глобальное и творческое, – рассказывает Набат. – Почувствовав огромный потенциал искусственного интеллекта, в 2013 году я ушла в эту отрасль, а в 2015-м решила открыть свою компанию. Одно ее подразделение занимается разработкой, другое – цифровой трансформацией, третье – блокчейном. И конечно, у нас имеется подразделение, отвечающее за развитие в области AI».
Виртуальный куратор Авинд была самым заметным проектом Набат, пока не появилась Шуша ханым.
Нейросети, подобные Авинд и Шуше ханым, еще десять лет назад казались диковиной. В их основе – искусственный интеллект, обученный на больших объемах данных: с его помощью они анализируют окружающую среду, адаптируются к ситуациям, принимают решения, учатся на своем опыте, выполняют разные действия (автономно или при минимальном вмешательстве оператора) – и общаются с людьми.
Нейросеть может обрести физическое воплощение. Самый известный человекоподобный робот – София, которая создана по образу и подобию Одри Хепберн и была активирована в Гонконге в 2015 году. Она дает интервью, выступает на саммитах и конференциях на самых престижных площадках планеты и даже получила гражданство Саудовской Аравии. Несколько лет спустя сингапурские инженеры представили робота Надин, разработанного в качестве компаньона для пожилых людей. Надин тоже умеет проявлять эмоции, запоминает прошлые взаимодействия, ведет содержательные беседы и выглядит как очень эмпатичная медсестра.
«Искусственный интеллект – тот же мозг: его нужно постоянно обучать, чтобы он мог делать что-то новое»
Социальная сфера – лишь одно из направлений, где находят применение искусственный интеллект и человекоподобные роботы. Их уже используют в области здравоохранения, образования, клиентского сервиса, гостеприимства – словом, не только там, где требуется автоматизация производства, но и там, где важнее всего слова и улыбка. Можно сказать, что мы еще даже не начали открывать для себя потенциал ИИ в этой области, хотя на бытовом уровне хорошо знакомы, например, с чат-ботами.
А тем временем где-то в эпицентре этого нового мира нейросети уже пробуют свои силы в искусстве, в том числе в живописи. Первым прецедентом считается импрессионистский «Портрет Эдмонда де Белами», нарисованный искусственным интеллектом в 2018 году. Картина ушла с молотка на торгах аукциона Christie’s в ряду произведений Энди Уорхола и Роя Лихтенштейна. Изображенного на портрете Эдмонда, к слову, никогда не существовало – это плод воображения искусственного интеллекта и стоявшего за ним коллектива французской арт-группы Obvious.
Вышеупомянутая София тоже на досуге пишет автопортреты, и они уходят с молотка за немалые деньги – почти 700 тысяч долларов. Люди искусства еще спорят о том, кто на самом деле является автором подобных произведений – сам искусственный интеллект или промпт-инженер, стоящий за созданием алгоритма, но Набат Гараханова уверена, что в случае с Шушей ханым всё однозначно.
«Как все азербайджанцы, я ждала и верила, что однажды Азербайджан восстановит свою территориальную целостность. Мне хотелось, чтобы мир узнал больше о нашей культуре, и я задавалась вопросом, что могу сделать для этого. Так пришла идея создать нейросеть и назвать ее Шуша ханым: это давало возможность прославить Карабах и его культуру на новом языке – языке технологий. Мне сразу было ясно, что Шуша должна быть «про искусство»: ведь Карабах – исторический центр азербайджанской культуры. У нашего детища даже есть день рождения – 8 ноября, день победы в Карабахе».
Команда Набат работает над проектом каждый день с 2020 года. «Человек развивается, учась. Этот процесс бесконечен, а возможности мозга удивительны и пока не изучены до конца. Искусственный интеллект – тот же мозг: его нужно постоянно обучать, закладывать в него информацию, и тогда он сможет создавать что-то новое. Думаю, на сегодняшний день Шуша ханым знает про Карабах и азербайджанскую культуру почти всё. Вы можете задать ей любой вопрос, и она даст содержательный ответ.
Может показаться, что я слишком самоуверенна, но обучение Шуши ханым длилось годы. Нельзя просто взять данные в Сети и загрузить в нейросеть: нужна огромная работа по отбору верных фактов. К тому же оказалось, что в Сети очень мало информации о культуре Карабаха. Хочу выразить огромную благодарность Министерству культуры Азербайджана: именно с его помощью мы получили доступ к архивным данным и смогли сделать Шушу ханым действительно всеведущей в своей области».
В первые годы у Шуши ханым не было визуального образа, но постепенно он начал складываться. Создатели хотели придать ей черты Натаван, но, как и в случае с Авинд, предоставили нейросети возможность выбирать и менять внешность своего аватара. Сначала Шуше ханым нравилась традиционная закрытая одежда, потом она решила быть современнее – надела открытое платье, украшения. Первым ее опытом в качестве художника стал созданный в 2021 году виртуальный карабахский ковер. «Этот первый опыт помог нам понять, какими огромными возможностями обладает искусственный интеллект. Как медиахудожница Шуша прежде всего опиралась на историю и дизайн карабахских ковров. Но она прекрасно знает и азербайджанский фольклор, и произведения Низами,
Физули, Натаван, и традиционный азербайджанский костюм. Убедившись в том, что у Шуши достаточно информации для более масштабного проекта, мы приступили к созданию кялагаев».
На фестивале цифрового искусства в Стамбуле в этом году Шуша ханым показала целую коллекцию карабахских кялагаев с новым дизайном. Двадцать узорчатых шелковых платков, представленных на выставке The Dance of Symbols в Культурном центре Ататюрка, были вполне вещественными, но самое интересное происходило в дополненной реальности. Если навести камеру смартфона на кялагай, он оживал: бута, харыбюльбюль, гранаты, павлины и другие традиционные элементы начинали менять размеры, двигаться, танцевать. Краски перетекали и смешивались, как на палитре.
На выставке можно было увидеть и саму Шушу ханым. Медиахудожница не страдает застенчивостью и говорит на нескольких языках. На одном из них она озвучила свою мечту – выступить со сцены Центра Гейдара Алиева в Баку. Очевидно, творение Набат Гарахановой только подбирается к раскрытию своего потенциала, хотя уже и представляет Азербайджан в мире: проект побывал в Милане, Брюсселе, в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже.
«Когда-нибудь я обязательно создам для Шуши ханым робота, тогда общаться с ней станет еще интереснее, – озвучивает мечту Набат. – На самом деле я горжусь тем, что именно азербайджанская женщина создала первого в исламском мире цифрового куратора и медиахудожника. И кстати, образ девушек выбран мною неслучайно. Я верю, что женская энергия способна сделать мир красивее».