Нариман Нариманов: первый премьер

Иностранных имен на карте современной России раз-два и обчелся. Маркс, Энгельс, Либкнехт, Димитров, Тольятти, Кингисепп. Седьмой в этом ряду – Нариман Нариманов, первый премьер-министр советского Азербайджана, в честь которого в 1984 году назвали город на высоком берегу Волги.

Графика: Сергей Снурник

Революции затевают интеллигенты, а совершают бедняки. Это правило справедливо во всех без исключения случаях, в том числе для великой русской революции 1917 года. Большинство вождей Февраля и Октября были выходцами из культурных семей, все без исключения имели как минимум полное среднее, то есть гимназическое образование. В большевистском ЦК 1917 года, как известно, был один рабочий – Ногин, зато семеро дворян. Но практикой – особенно «на местах» – предстояло заниматься совсем другим людям, фанатикам с горящими глазами. Ведь без отчаянной веры в успех заведомо безнадежного дела любой переворот обречен на неудачу. Вот у большевиков таких фанатиков было хоть соли.

Собственно, воображение рисует классического большевика именно узколобым упрямцем с социального дна, решительным рабочим, на ходу овладевающим искусством управления государственным банком или сыскной милицией, либо удалым кавалеристом, бесстрашно берущим на себя командование – полком, дивизией, корпусом, армией, дальше как придется. Много веры и отваги, мало кругозора, такта и хороших манер.

Случай Наримана Нариманова совсем иного рода.

Графика: Сергей Снурник

Будущий литератор

Семья его действительно была бедной, даже, пожалуй, слишком бедной. Отец торговал мелочью на тифлисском базаре, мать поднимала дом. Впрочем, бедность не всегда означает безвестность: дед Наримана и его тёзка был знаменитым певцом-ханенде. В семейных преданиях упоминался и третий Нариман, дослужившийся при дворе картлийского царя Ираклия I до министерских чинов. В любом случае это было так давно, что почти и не считалось. Однако что-то всё же выделяло семью среди тысяч других ей подобных в Нагорном квартале. Вот, например, старший брат отца, глава рода Али-мирза. Он знает грамоту, водит знакомства с образованными людьми. Ему нравится смышленый племянник, и семилетнего Наримана отдают не в ближайшую начальную школу, а в домашнее обучение к преподавателю Тифлисской мужской гимназии. Нариману повезло в первый раз, но далеко не в последний.

Серьезная проблема заключалась в том, что азербайджанцам в Тифлисе (да и вообще в Грузии), несмотря на весьма значительную по размерам общину, было негде учиться. В Петербурге никогда не умели как следует заниматься тем, что теперь называют национальной политикой, каждый шаг на этом пути давался с чудовищным скрипом и целиком держался на частном энтузиазме. Таким энтузиастом был выдающийся русский и азербайджанский педагог Алексей Черняевский, уроженец Шемахи, всю свою жизнь посвятивший просвещению среди «закавказских татар». В 1879 году после нескольких отказов ему разрешают создать «татарское» отделение при Закавказской учительской семинарии в Гори. Впрочем, фактически оно открывается только три года спустя. Это учебное заведение дало Азербайджану Фиридун-бека Кочарли и Сулеймана Сани Ахундова, Рашид-бека Эфендиева и Джалила Мамедкулизаде – весь цвет предреволюционной азербайджанской литературы; позднее в нем учились Узеир Гаджибейли и Муслим Магомаев. В 1882 году в младший подготовительный класс при семинарии приняли и Наримана Нариманова.

Учился он скорее усердно, чем хорошо, надо признать. Литература его явно увлекает больше математики или географии: он начинает писать пьесу «Наданлыг» («Невежество»), которую закончит уже в селе Кызыл-Аджили, репродуцируя в двух последних актах собственный малоудачный опыт преподавания в местной школе.

С супругой Гюльсум ханым и сыном Наджафом. Кисловодск, 1923 г.

Вынужденные перемены

В Баку Нариманов впервые оказался в 21 год: из Кызыл-Аджили его попросту выжили, публично прокляли в мечети, стреляли по окнам. Баку – совсем иное дело, да и место есть: преподаватель частной мужской прогимназии. Кроме того, Нариманов увлечен театром: ставит свою пьесу «Наданлыг», переводит на азербайджанский «Ревизора». Но главное в жизни Нариманова в это время – публичная библиотека, первая для бакинских мусульман в истории. Он открывает ее в 1894 году и уже через полгода читает о себе в главной тифлисской газете «Новое обозрение»: «Довольно отрадным явлением для нашей интеллигенции представляется народная читальня, открытая господином Нариман-беком 12 апреля текущего года в Баку. 3833 посетителя в одуряющую летнюю жару!..» В 1897 году читальню посетили почти 26 тысяч бакинцев – каждый четвертый житель города.

Еще он много пишет: роман «Бахадур и Сона», историческая драма «Надир-шах», комедия «Дилин беласы» («Горе от языка»), самоучители азербайджанского языка для русских и русского – для азербайджанцев. В общем, молодой преподаватель – настоящая местная знаменитость, интеллектуальная звезда. Никто особенно не задумывается, что у властителя бакинских дум нет не только высшего, но и полного среднего образования, учительская семинария ведь котировалась куда ниже гимназии. Нариманов подумывает об университете, но пока весь в вихре успеха своей читальни.

Успех этот, впрочем, оказывается недолгим – и не потому, что публике разонравилось. Нариманов быстро надоел местной администрации – и своей библиотекой, и постоянными попытками создать в Баку азербайджанскую газету. Отказав во втором, заодно решили покончить и с первым: в октябре 1898 года наримановскую читальню закрывают.

(Здесь трудно уберечься от намозолившего глаза, но не перестающего быть справедливым примера: кабы начальство знало, на какую стезю толкает пока еще обыкновенного либерала-просветителя, глядишь, и денег бы казенных на читальню отсыпало.)

«Главное в жизни Нариманова в это время – публичная библиотека, первая для бакинских мусульман в истории»

Юность агитатора

Здесь нужно вернуться немного назад: высшее образование Нариманов, разумеется, мог попробовать получить и сразу после семинарии, но вмешались личные обстоятельства: в 1889 году умирает отец. Новому главе семьи было не до учебы – и это продолжалось более десяти лет. Позднее Нариманов напишет: «…Тяжелые жизненные условия, неоднократные удары судьбы мешали мне в достижении намеченной мною цели. Теперь, выдав племянницу замуж, определив остальных детей в учебные заведения, я думаю, что долг относительно семьи мною выполнен и я могу заняться продолжением своего образования, что уже издавна служило моей заветной мечтой».

Новоиспеченному студенту тридцать два года, но изумление близких (и родной матери, которую сын уже давно перевез в Баку) вызывает не столько даже это, сколько выбор факультета: почтенный учитель Нариманов решил стать врачом. Лучшая из медицинских школ русского Юга была в Одессе, в Новороссийском университете. Материальную помощь свежеиспеченный студент получил от главного бакинского филантропа – Гаджи Тагиева.

Его сразу же выбирают старостой курса – вполне естественно для самого старшего и опытного студента. Первые три года Наримана ничто не отвлекает от учебы – разве что работа в землячестве мусульманских студентов, где больше говорили о быте и культуре, чем о социальных проблемах. А потом в России началась революция.

Нариман Нариманов среди курсантов военного училища. Москва, 1924 г.

В советских энциклопедиях о Нариманове писали безапелляционно: «Член партии с 1905 года». Это, разумеется, не совсем так: в дни первой русской революции Нариманов состоял в «Гуммете», близкой большевикам, но куда более умеренной социал-демократической группе, созданной в 1904 году Мамед Эмином Расулзаде и Мамед Гасаном Гаджинским, впоследствии – видными деятелями «Мусавата» и Азербайджанской Демократической Республики. Нариманов в «Гуммете» – фигура второго плана, зато с настоящим боевым опытом: в 1905 году он практически единолично возглавлял забастовки одесских студентов. В городе стало небезопасно, и Нариманов перебирается в Баку, где сотрудничает в газетах «Иршад» и «Геят» и избирается сопредседателем I съезда учителей-мусульман. (На съезде, кстати, Нариманов публично рвет с Тагиевым и отказывается от его стипендии в знак протеста против вмешательства миллионера-мецената в работу форума.) Но есть и более деликатные поручения: революционная агитация среди рабочих – выходцев из Иранского Азербайджана; для них Нариманов создает отдельную социалистическую организацию «Ичтимаи-е-Амиюн».

Когда революционный пожар сошел на нет, Нариманов вернулся в Одессу и в 1908 году окончил университет. По сему поводу в Баку был устроен всамделишный прием, но Нариманову, кажется, революция уже ближе медицины. В марте 1909-го его заключают в Метехский замок, а через полгода высылают в Астрахань. В Баку он вернется только через пять лет.

Нариманов (второй слева) по пути на международную Генуэзскую конференцию. Берлин, 1922 г.

«Нариманов был социалистом весьма умеренных взглядов, с сильным уклоном в вопросы национального самосознания»

Такие разные патриоты

Современники (даже враги) в один голос отмечают главную черту наримановского характера – доходящую до упрямства, почти болезненную принципиальность. Демонстрировать это свое качество Нариманову доводилось многократно, но в 1917–1918 годах – особенно часто. Местная пресса тех лет открыто величала Нариманова «лидером татар Кавказа», и в этом качестве его баллотировка в Учредительное собрание выглядела делом совершенно естественным. Столь же естественным, как и выбор партийного списка – РСДРП. Меньшевиков. Так казалось и самим меньшевикам, и прессе: Нариманов был социалистом весьма умеренных взглядов, с сильным уклоном в вопросы национального самосознания азербайджанцев, далеким от воинствующего интернационализма Ленина и Троцкого. Не исключено, что с таким определением согласился бы и сам доктор Нариманов. Но – проклятая принципиальность. Партия «Гуммет» – союзник ленинцев, и Нариманов телеграфирует в газеты: «Я не давал согласия меньшевикам выставлять мою кандидатуру Учредительное собрание точка Уполномочиваю комитет действовать по своему усмотрению точка Доктор Нариман Нариманов».

В чудовищные дни мартовской резни 1918 года Нариманов входил в состав Комитета революционной обороны, но был, кажется, единственным, кто понимал роль КРО так, как она была задумана, – как органа, способного остановить межэтнические столкновения. Остальные руководители Баку решали свои задачи – так, Нариманов сам едва избежал расправы со стороны дашнаков, считавшихся тогда «опорой советской власти». В открытом письме к Шаумяну (который резней был как раз вполне доволен, считая ее неизбежной и крайне действенной мерой по удержанию власти) Нариманов писал: «Эти события запятнали Советскую власть, бросив на нее черную тень. Если в ближайшее время не рассеете эту тень и не сотрете это пятно, большевистская идея и Советская власть не могут укрепиться и продержаться здесь».

Восемнадцатый год окончательно утверждает Нариманова в его взглядах. Это не ограниченная преданность слепца и не опьяняющий радикализм красного комиссара. В руководстве временно победившей АДР немало его товарищей и вчерашних соратников: Мамед Гасан Гаджинский был министром всех, кажется, министерств и наконец премьером, Мамед Эмин Расулзаде – спикером парламента. Их патриотизм, как наримановский, неоспорим, но у всех у них были принципы – и переступить через них оказалось невозможно. После установления в Азербайджане советской власти Нариманов становится председателем Совнаркома, и новая республика оказывается чуть ли не единственным местом, где большевики не устраивают показательных расправ с побежденными. Расулзаде дали эмигрировать, за Гаджинским чекисты пришли лишь через шесть лет после смерти Нариманова, создатель АДР Фатали Хан Хойский беспрепятственно покинул Баку и был убит дашнаками в столице независимой тогда Грузии, хан Джамшид Нахчыванский сделал карьеру в РККА и погиб только во времена Большого террора.

Впрочем, в Москве Нариманова быстро превратили во «всекавказского старосту», местный аналог Калинина – почетного ветерана, отстраненного от реальной политики. Весной 1922 года он становится одним из сопредседателей Союзного совета Закавказской федерации, а в декабре того же года, после формального образования СССР – одним из четырех председателей ЦИК СССР, если подходить формально – сопрезидентом Советского Союза. В это время он уже неизлечимо болел и как врач знал это. Спасался в работе, ездил на Генуэзскую конференцию как член советской делегации, готовил оказавшееся посмертным собрание сочинений, инициировал первое издание Большой советской энциклопедии. В которой статья о Нариманове начиналась так, как ему наверняка понравилось бы: «азербайджанский писатель».

Графика: Сергей Снурник

Фотографии предоставлены Домом-музеем Наримана Нариманова.

Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»