Народному поэту Азербайджана Фикрету Годже исполнилось 85 лет. С днем рождения и с получением ордена «Истиглал» («Независимость») поздравил юбиляра Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев.
Награждая поэта орденом, глава государства отметил вклад Фикрета Годжи в развитие современной литературы. Если за начало принять первое опубликованное стихотворение, получится, что он отдал поэзии без малого 65 лет. Родившись в 1935 году в Центральном Азербайджане – в селе Котанарх Агдашского района, он через месяц оказался в Баку, где в медицинском институте учился его отец Геюш Годжаев; жили они на 4-й Параллельной улице (сейчас улица Субхи Салаева). В 1941 году отец ушел на войну, после ранения его комиссовали и назначили начальником госпиталя сначала в Далимамедли, потом в Уджаре. Среднюю школу поэт окончил в городе Агдаш. Быстро растущая семья – Фикрет был первым из восьми детей – несколько раз переезжала. Директор Института литературы Национальной академии наук Азербайджана Бекир Набиев, знавший Геюша, вспоминал, что у того, несмотря на профессию врача, была душа поэта, он читал сыновьям стихи, говорил с ними о поэзии и воспитывал уважение к творчеству. Брат поэта Гамлет Годжа стал переводчиком в посольстве СССР в Мали, впоследствии написал несколько книг по этнографии народов Африки и перевел с французского на азербайджанский язык произведения Андре Моруа, Ги де Мопассана, Альбера Камю, Франсуазы Саган.
Фикрет, хотя после школы окончил железнодорожный техникум в Баку и работал метростроевцем, не отнесся к своему дару как к пустой забаве. В 1959 году он поступил в Литературный институт имени Горького в Москве. Руководителем его семинара был Лев Ошанин, автор слов к таким популярным советским песням, как «Эх, дороги...», «Течет река Волга», «Пусть всегда будет солнце!». В домашнем архиве мастера сохранилась рецензия на дипломную работу Фикрета Годжи. «В его лице, – написано там, – мы имеем безусловно крупного художника».
Фикрет Годжа не только сын своего отца, но и сын своего времени – хрущевской оттепели 1960-х годов. К шестидесятникам относят Андрея Вознесенского, Анара, Беллу Ахмадулину, Роберта Рождественского, Юсифа и Вагифа Самедоглу. Их детство пришлось на войну, а становление – на десятилетие между смертью Сталина и брежневским «застоем». В 1961 году в космос полетел Юрий Гагарин, в 1962-м журнал «Новый мир» опубликовал нашумевший рассказ Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича» о жизни заключенных в сталинских лагерях. Тогда же случился Карибский кризис, чуть не приведший к ядерной войне. Шестидесятник Годжа на всю жизнь сохранил в своем «вольном сердце» ощущение полета и душевного подъема, отвращение к цензуре и почти космологическое понимание ответственности за судьбу мира. В одном из его произведений человек настолько велик, что купает шар земной в дожде, сушит на ярком солнце и показывает далеким звездам, держа на ладони, как золотой медальон. В другом поэт призывает: «Ты – че-ло-век! // К твоим ступням // Прижался шар земной... // В ответе ты за все на свете». А в 2016 году опубликовал в журнале «Азербайджан» стихотворение, полное протеста против проводимых в КНДР испытаний водородной бомбы. На вопрос журнала «Баку», откуда у него такое высокое представление о людях, Фикрет Годжа отвечает: «Я верю в человека. Человек – неземной. Он пришел на эту планету и остается, чтобы у него росли крылья. Это для того, чтобы полететь на другие планеты».
В 1964 году Фикрет Годжа получил специализацию «литературный работник», вернулся в Баку и устроился в Комитет Азербайджанского радио и телевидения, где познакомился с композиторами Рамизом Миришли, Тельманом Гаджиевым, Адилем Бабировым и попробовал себя в роли поэта-песенника. Когда в 2014–2015 годах в Азербайджане издали девятитомник избранных произведений Фикрета Годжи, автор выделил под песни отдельную – седьмую – книгу. В предисловии к ней он вспоминал: «В юности мне очень хотелось, чтобы к моим стихам была сочинена музыка. Но некоторые из друзей-поэтов убедили меня, что мои стихи для музыки не подходят. Что мои строки жесткие, как куски железа, как осколки стекла. Их не завернуть в нежную, как тюль, музыку». Но педагог Лев Ошанин помог ему поверить в себя. В итоге в соавторстве с Рамизом Миришли, Муслимом Магомаевым, Тофиком Кулиевым, Поладом Бюльбюльоглу, Мехрибан Ахмедовой он создал песни, которые нашли путь в сердца людей. «А значит, – пишет он там же, – они будут жить. Даже если потеряют своих авторов, будут жить как народная песня и обогатят творческую сокровищницу нашего народа». Последние два тома «Избранных сочинений» поэта занимает проза.
Как многих шестидесятников, Фикрета Годжу восхищал «бунтующий человек». Его любимые поэты – Вийон и Маяковский. Личности, которым посвящены его стихи, – революционеры, борющиеся за национальную независимость. Например, он написал о гибели испанского поэта Федерико Гарсии Лорки. На смерть Че Гевары откликнулся поэмой «Письмо без адреса», изданной в журнале «Новый мир» и в журнале «Советский Союз» на нескольких языках. Фикрет Годжа много путешествовал в составе советских делегаций либо отправлялся в творческие командировки в одиночку. Посетил Венгрию, ГДР и Западный Берлин, Югославию, Вьетнам; в СССР – Горный Алтай, Дальний Восток. После поездки в Гвинею-Бисау создал стихотворение об Амилкаре Кабрале, убитом за несколько месяцев до выхода страны из-под юрисдикции Португалии. Поэт побывал также на Филиппинах: «Там был революционер, поэт, историк, литератор, врач, знающий около десяти языков, – Хосе Рисаль. Он был арестован и приговорен к смертной казни. В ночь перед расстрелом он попросил тетрадь и ручку и написал об освобождении Филиппин. Я прочел и перевел эту поэму на азербайджанский язык. На пьедестале памятника в честь Хосе Рисаля есть строчки из нее на нескольких языках, в том числе на азербайджанском».
Фикрет Годжа более десяти лет заведовал отделом поэзии в журнале «Азербайджан». В 1987 году стал главным редактором художественного собрания «Гобустан». В 1998-м его выбрали первым секретарем и заместителем председателя Союза писателей Азербайджана. В 51 год у него обнаружили онкологическое заболевание, из-за которого он потерял одно легкое. Поэтому поэт, бывший одним из лучших чтецов в Азербайджане, сейчас говорит очень тихо. Но голос в его стихах – тоже голос Фикрета Годжи – звучит по-прежнему громко, жестко, уверенно. В телефонной беседе Президент Азербайджана Ильхам Алиев подчеркнул постоянное внимание поэта к воспеванию идей свободы и независимости. Среди них особое место занимают произведения, отстаивающие право Азербайджана на суверенитет. «Я хотел, чтобы мы были независимой республикой со своим флагом, гербом и гимном, – говорит литератор. – Сегодня я счастлив, что нам удалось этого добиться». Поэт одинаково свободно пишет и тюркским метрическим арузом, и любимым с юности, не обремененным правилами верлибром. Его стихам свойственны блестящие образные находки, многообразие интонаций, широта тем. Но большого художника, как известно, отличает не виртуозная техника, а непохожесть ни на кого, кроме самого себя. Фикрет Годжа – человек как раз такой величины. Неслучайно глава Союза писателей Азербайджана, народный писатель Анар назвал его «могучим творцом стиха», поэтом «с неповторимым своим лицом, никем другим не сказанным словом».