Народный поэт Фикрет Годжа награжден орденом

Народному поэту Азербайджана Фикрету Годже исполнилось 85 лет. С днем рождения и с получением ордена «Истиглал» («Независимость») поздравил юбиляра Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев.

Награждая поэта орденом, глава государства отметил вклад Фикрета Годжи в развитие современной литературы. Если за начало принять первое опубликованное стихотворение, получится, что он отдал поэзии без малого 65 лет. Родившись в 1935 году в Центральном Азербайджане – в селе Котанарх Агдашского района, он через месяц оказался в Баку, где в медицинском институте учился его отец Геюш Годжаев; жили они на 4-й Параллельной улице (сейчас улица Субхи Салаева). В 1941 году отец ушел на войну, после ранения его комиссовали и назначили начальником госпиталя сначала в Далимамедли, потом в Уджаре. Среднюю школу поэт окончил в городе Агдаш. Быстро растущая семья – Фикрет был первым из восьми детей – несколько раз переезжала. Директор Института литературы Национальной академии наук Азербайджана Бекир Набиев, знавший Геюша, вспоминал, что у того, несмотря на профессию врача, была душа поэта, он читал сыновьям стихи, говорил с ними о поэзии и воспитывал уважение к творчеству. Брат поэта Гамлет Годжа стал переводчиком в посольстве СССР в Мали, впоследствии написал несколько книг по этнографии народов Африки и перевел с французского на азербайджанский язык произведения Андре Моруа, Ги де Мопассана, Альбера Камю, Франсуазы Саган.

Фикрет, хотя после школы окончил железнодорожный техникум в Баку и работал метростроевцем, не отнесся к своему дару как к пустой забаве. В 1959 году он поступил в Литературный институт имени Горького в Москве. Руководителем его семинара был Лев Ошанин, автор слов к таким популярным советским песням, как «Эх, дороги...», «Течет река Волга», «Пусть всегда будет солнце!». В домашнем архиве мастера сохранилась рецензия на дипломную работу Фикрета Годжи. «В его лице, – написано там, – мы имеем безусловно крупного художника».

Фикрет Годжа не только сын своего отца, но и сын своего времени – хрущевской оттепели 1960-х годов. К шестидесятникам относят Андрея Вознесенского, Анара, Беллу Ахмадулину, Роберта Рождественского, Юсифа и Вагифа Самедоглу. Их детство пришлось на войну, а становление – на десятилетие между смертью Сталина и брежневским «застоем». В 1961 году в космос полетел Юрий Гагарин, в 1962-м журнал «Новый мир» опубликовал нашумевший рассказ Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича» о жизни заключенных в сталинских лагерях. Тогда же случился Карибский кризис, чуть не приведший к ядерной войне. Шестидесятник Годжа на всю жизнь сохранил в своем «вольном сердце» ощущение полета и душевного подъема, отвращение к цензуре и почти космологическое понимание ответственности за судьбу мира. В одном из его произведений человек настолько велик, что купает шар земной в дожде, сушит на ярком солнце и показывает далеким звездам, держа на ладони, как золотой медальон. В другом поэт призывает: «Ты – че-ло-век! // К твоим ступням // Прижался шар земной... // В ответе ты за все на свете». А в 2016 году опубликовал в журнале «Азербайджан» стихотворение, полное протеста против проводимых в КНДР испытаний водородной бомбы. На вопрос журнала «Баку», откуда у него такое высокое представление о людях, Фикрет Годжа отвечает: «Я верю в человека. Человек – неземной. Он пришел на эту планету и остается, чтобы у него росли крылья. Это для того, чтобы полететь на другие планеты».

В 1964 году Фикрет Годжа получил специализацию «литературный работник», вернулся в Баку и устроился в Комитет Азербайджанского радио и телевидения, где познакомился с композиторами Рамизом Миришли, Тельманом Гаджиевым, Адилем Бабировым и попробовал себя в роли поэта-песенника. Когда в 2014–2015 годах в Азербайджане издали девятитомник избранных произведений Фикрета Годжи, автор выделил под песни отдельную – седьмую – книгу. В предисловии к ней он вспоминал: «В юности мне очень хотелось, чтобы к моим стихам была сочинена музыка. Но некоторые из друзей-поэтов убедили меня, что мои стихи для музыки не подходят. Что мои строки жесткие, как куски железа, как осколки стекла. Их не завернуть в нежную, как тюль, музыку». Но педагог Лев Ошанин помог ему поверить в себя. В итоге в соавторстве с Рамизом Миришли, Муслимом Магомаевым, Тофиком Кулиевым, Поладом Бюльбюльоглу, Мехрибан Ахмедовой он создал песни, которые нашли путь в сердца людей. «А значит, – пишет он там же, – они будут жить. Даже если потеряют своих авторов, будут жить как народная песня и обогатят творческую сокровищницу нашего народа». Последние два тома «Избранных сочинений» поэта занимает проза.

Как многих шестидесятников, Фикрета Годжу восхищал «бунтующий человек». Его любимые поэты – Вийон и Маяковский. Личности, которым посвящены его стихи, – революционеры, борющиеся за национальную независимость. Например, он написал о гибели испанского поэта Федерико Гарсии Лорки. На смерть Че Гевары откликнулся поэмой «Письмо без адреса», изданной в журнале «Новый мир» и в журнале «Советский Союз» на нескольких языках. Фикрет Годжа много путешествовал в составе советских делегаций либо отправлялся в творческие командировки в одиночку. Посетил Венгрию, ГДР и Западный Берлин, Югославию, Вьетнам; в СССР – Горный Алтай, Дальний Восток. После поездки в Гвинею-Бисау создал стихотворение об Амилкаре Кабрале, убитом за несколько месяцев до выхода страны из-под юрисдикции Португалии. Поэт побывал также на Филиппинах: «Там был революционер, поэт, историк, литератор, врач, знающий около десяти языков, – Хосе Рисаль. Он был арестован и приговорен к смертной казни. В ночь перед расстрелом он попросил тетрадь и ручку и написал об освобождении Филиппин. Я прочел и перевел эту поэму на азербайджанский язык. На пьедестале памятника в честь Хосе Рисаля есть строчки из нее на нескольких языках, в том числе на азербайджанском».

Фикрет Годжа более десяти лет заведовал отделом поэзии в журнале «Азербайджан». В 1987 году стал главным редактором художественного собрания «Гобустан». В 1998-м его выбрали первым секретарем и заместителем председателя Союза писателей Азербайджана. В 51 год у него обнаружили онкологическое заболевание, из-за которого он потерял одно легкое. Поэтому поэт, бывший одним из лучших чтецов в Азербайджане, сейчас говорит очень тихо. Но голос в его стихах – тоже голос Фикрета Годжи – звучит по-прежнему громко, жестко, уверенно. В телефонной беседе Президент Азербайджана Ильхам Алиев подчеркнул постоянное внимание поэта к воспеванию идей свободы и независимости. Среди них особое место занимают произведения, отстаивающие право Азербайджана на суверенитет. «Я хотел, чтобы мы были независимой республикой со своим флагом, гербом и гимном, – говорит литератор. – Сегодня я счастлив, что нам удалось этого добиться». Поэт одинаково свободно пишет и тюркским метрическим арузом, и любимым с юности, не обремененным правилами верлибром. Его стихам свойственны блестящие образные находки, многообразие интонаций, широта тем. Но большого художника, как известно, отличает не виртуозная техника, а непохожесть ни на кого, кроме самого себя. Фикрет Годжа – человек как раз такой величины. Неслучайно глава Союза писателей Азербайджана, народный писатель Анар назвал его «могучим творцом стиха», поэтом «с неповторимым своим лицом, никем другим не сказанным словом».

Фикрет Годжа. 1978. Фото: Национальное архивное управление Азербайджанской республики
Поэты Азербай¬джана на встрече с работниками БНЗ им. XXII съезда КПСС. В центре – Фикрет Годжа. Фото: Национальное архивное управление Азербайджанской республики
Фикрет Годжа, турецкая певица Эмель Сайин, писатель Джахангир Мамедов, турецкий писатель Тарык Дурсун, переводчица с турецкого языка Вера Феонова. Фото: Из личного архива Фикрета Годжи
Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»