Сахиб Мамедов: от ринга к рифме

Недавно Международный исследовательский центр перевода поэзии в Пекине объявил обладателей титула «Лучший поэт 2022 года». Один из них, как оказалось, живет в Баку. Мы встретились с Сахибом Мамедовым, чтобы рассказать вам его необыкновенную историю.

– Как это удивительно, что поэзия издается маленькими тиражами. Ведь стихи любят все! – с искренним недоумением восклицает Сахиб Мамедов. Сахиб – бакинец, боксер, обладатель титулов «Золотое перо Руси» и «Лучший поэт планеты». У него голубые глаза и осанка профессионального спортсмена. А еще – две изданные поэтические книги.

Я было открываю рот, чтобы поведать ему сермяжную правду (все-таки не все люди любят поэзию), но вдруг меня осеняет: для мира, в котором теперь живет Сахиб, его утверждение абсолютно верно.

Ведь на мероприятия «Открытого микрофона» набиваются полные залы – люди приходят почитать свое и послушать чужое, случайный посетитель может спонтанно подняться на сцену и исполнить что-нибудь «из раннего». Сахиб говорит: «Я уверен, каждый человек хотя бы раз пытался сложить слова в рифму. Возможно, он не делился написанным, прятал в стол, тем не менее пробовал сочинять стихи».

Вне зависимости от эпохи поэты выходят в круг софита, чтобы прочитать свои сочинения, будь то Блок, Маяковский, Бродский, Белла Ахмадулина или наши современники: Ах Астахова (Ирина Астахова), Сола Монова (Юлия Соломонова) и Аладдин Ягубов (тоже бакинец и лауреат Грушинского фестиваля 2021 года)... Для Сахиба все русскоязычные поэты – «кто пишет, рифмуя свои чувства» – стоят в одном ряду, он читает и слушает их с одинаковой чуткостью и интересом. У каждого есть чему поучиться. Себя самого он, кстати, не любит определять как поэта: «Это звучит слишком пафосно. Я автор текстов, а поэзия это или нет – пускай определяет читатель».

Первые поэтические строки на сайте stihi.ru 20-летний бакинский боксер опубликовал в 2007 году. Как и у многих, у меня, конечно, возникает вопрос: что же за «сбой» случился в программе, чтобы член сборной Азербайджана по боксу начал писать стихи?

«Как ни удивительно, я помню самое первое стихотворение, которое написал еще подростком. Обычно стихи люди начинают писать, если они влюблены либо разочарованы в любви, а мое первое стихотворение было посвящено любимому городу Баку.

Мы жили в Баладжарах (район Баку. – Прим. ред.) и однажды с семьей приехали в Ичери шехер. Старый город произвел на меня такое сильное впечатление, что, вернувшись домой, я написал о нем стихотворение. Сейчас его процитировать, конечно же, не смогу, помню, что оно у меня тогда получилось коряво, но зато я открыл для себя то, что слагать стихи – занятие непростое и невероятно интересное».

Впрочем, в то время все мысли юного Сахиба занимал спорт. Он начал заниматься боксом в десять лет – сам пошел в зал, очень хотел стать профессионалом: «Я этим горел, видел свое будущее только на ринге, фанатично занимался – две-три тренировки каждый день.

Бокс ведь – тоже искусство, не предполагающее примитивный кулачный бой. Если в случае с поэзией, мы «отключаемся» от этого мира и в процессе абстрагируемся от всего, что нас окружает, то на ринге все обстоит совершенно иначе. Боксёр должен принимать ответственные решения в доли секунды, чувствовать время, дистанцию, обладать наработанной координацией и рассчитывать свои силы, продумывать тактику боя... Для этого необходим титанический труд на тренировках и бойцовский интеллект, а это совершенно иной склад ума.

Я стал мастером спорта, вошел в сборную. Но время от времени посещала мысль: я же не смогу быть на ринге всю жизнь, когда-нибудь придется уйти, и что потом? Тренировать? Для того ли я пришел в этот мир – чтобы тренироваться, а затем тренировать?..»

В переложении на лирический язык поэзии это звучит так (из стихотворения 2017 года «Одинокий странник»):

«Мглою туго натянуто небо, / Расползается лунная слизь. / Я разбитым таким еще не был / За свою непутевую жизнь. / И закралась под сердце тревога, / Грудь щемящей тоской теребя. / Я упорно, упорно и долго / Все искал в этом мире себя. / Я искал себя так беззаветно! / Безустанно я шел за мечтой. / Я искал себя долго, но тщетно. / А полжизни уже за спиной…»

«Я автор текстов, а поэзия это или нет – пускай определяет читатель»

Сегодня, за чаем, Сахиб отвечает на мучивший его вопрос взвешенно и коротко: «В конце концов я понял одну важную вещь: нужно не искать себя, а создавать. Человек должен надеяться на Бога и работать в том направлении, в котором себя видит. Для меня поэзия стала новым витком в познании себя и своих возможностей».

Вообще, при личной встрече с Сахибом Мамедовым ощущаешь себя странно. Прочитав к этому моменту многие его стихи, чувствуешь, будто давно знаком с автором (впрочем, как и с другими поэтами). Его произведения отражают переживания и вопросы, которые он постоянно задает себе. Как художник, запоминает тронувшую его сценку, историю или эмоцию. «Сегодня утром я поймал такси, / Чтоб прокатиться с ветерком попутным. / Глядел в окно… Пейзаж тонул в грязи, / И Солнце в небе тоже было мутным. / В потеках стыл его побитый диск, / Дома мелькали в серости убогой, / Запачканные рябью сохлых брызг… / И сердце вдруг наполнилось тревогой. / В тот миг как будто душно стало мне, / Тогда я опустил стекло в кабине. / И тут же грязь, что виделась в окне, / Исчезла, как на призрачной картине».

Как рождается стихотворение?

«Оно начинается с мысли. Приходит мысль, если она интересная и её можно красиво обыграть – записываю её в заметки. В моём телефоне их достаточно. Когда сажусь писать, открываю их, и они иногда сами складываются в сюжетную линию, появляются начало, кульминация, финал. Я не могу внезапно с чистого листа написать стихотворение по какому-нибудь поводу. Ибо стихи по заказу не случаются».

В творческом процессе Сахиб наследует двум великим традициям – русскоязычной поэзии («…и хоть рожден землею я Огузской и для меня земли любимей нет, / Но все-таки язык родной мой – русский, то значит ли, что русский я поэт?») и поэзии восточной, подразумевающей завершенное смысловое звучание даже в четырех строчках рубаи.

Несколько лет назад, вдохновленный поддержкой читателей (на платформе stihi.ru они оставили тысячи восторженных отзывов), Сахиб издал сборник своих ранних стихов. А в 2021 году по-настоящему удивил второй книгой, «За место в раю». Этот философский роман в стихах автор, как выяснилось, писал параллельно со спортивной карьерой в течение долгих 11 лет.

«По сюжету все события происходят в вымышленном каганате в средние века. Изначально произведение задумывалось как восточная сказка, а далее по мере моего углубления в тонкости философии и религиоведения родилась идея продолжить ее, подняв как важные социальные проблемы, так и самые сложные духовно-философские вопросы. Для этого нужен был сюжет, в канве которого я смог бы их раскрыть. Лейтмотив романа в том, что одни желают обустроить жизнь только в земном мире и мыслят категориями материализма, а есть и идеалисты, радеющие главным образом за то, чтобы унаследовать лучшую долю в Вечном мире. В лицах героев сталкиваются две мировоззренческие концепции».

Сложно даже представить, какую огромную работу проделал Сахиб в процессе создания романа – он изучал архивы, отыскивая подробности того, как жили, как одевались, на каких музыкальных инструментах играли, как разговаривали люди в далекую эпоху. Затем нужно было подобрать соответствующую форму («чтобы объяснить реалии читателю, далекому от древнего Востока») и лексику – чтобы слова не были ни современными, ни древнерусскими, только такими, что могли появиться в правильном переводе персидского дивана.

Думаете, это все?

«Шестнадцатистрочная строфа, которой написан роман, состоит из классических кольцевых и перекрестных рифм – они отличаются друг от друга чередованием клаузул (ударениями на последний и предпоследний слоги), то есть если в первой строфе A, В, В, А, то во второй будет B, А, А, В. Так же и в перекрестных рифмах. Именно такой сложной строфой написана книга на 426 страниц».

Кстати, удивил романом «За место в раю» Сахиб не только читателей, но и маститых российских литераторов. Когда в 2021 году за стихотворение «Притча о позитивном мышлении» он получил титул «Золотое перо Руси» (в числе лауреатов этой премии в разные годы были Евгений Евтушенко и Михаил Задорнов), то на церемонию награждения привез в Москву новенькое, только-только из типографии, издание, подарив всем присутствовавшим.

«Если в спорте ты должен обойти соперника, то в поэзии соперников не бывает, – рассуждает Сахиб. – Вот птицы на ветке. Они все поют, и каждая – на свой лад. Оттого и прекрасен хор их голосов. Птицы не конкурируют друг с другом, это же глупо, их прелесть – в многоголосье. А если птичка понимает такую простую истину, почему её не должен понимать человек, который призван создавать прекрасное?»

Посмеиваясь, он цитирует известное стихотворение «У поэтов есть такой обычай – в круг садясь, оплевывать друг друга» – и признается, что наслышан о кознях, интригах и зависти в поэтическом цеху, но сам не сталкивался. Более того, Сахиб рассказывает, что за последние годы в Баку образовалась удивительная среда для людей, интересующихся поэзией. «Лет 15 назад мы не могли похвастаться обилием мероприятий, а сейчас их проводится все больше, приходит много молодежи. Если ничем не увлекаешься, нет никаких знаний, это совсем не прикольно. Ребята это чувствуют и начинают тянуться к людям, которые выше их интеллектуально. Я бы опять провел аналогию с боксом – только с сильным соперником сам становишься сильнее. Так что если меня приглашают, с удовольствием прихожу. Завтра, например, у меня будет мастер-класс в «Русском доме» для начинающих. Научить их писать я не могу, но охотно поделюсь опытом, который накопил за 15 лет».

Сейчас Сахиб активно осваивает новые возможности. Уже несколько лет он «оживляет» свои стихи – подбирает к ним видео и музыкальный ряд, начитывает, тщательно репетируя декламацию, прослушивая и анализируя неточности, а затем выкладывает ролики в свои соцсети.

Еще ему хотелось бы почитать свои стихи в разных городах России. В 2019 году он провел в Баку и Москве первый концерт – с живой музыкой балабана, кяманчи и тара, с клипами, театрализованной постановкой поэмы «Русалка» («Я попытался сделать вечер насыщенным»). Подобный концертный формат поэтических выступлений сегодня очень популярен – так работают, например, Вера Полозкова и Ах Астахова. Сахиб Мамедов уверен: ему есть что сказать и показать слушателям.

«Пусть знают, что у нас тоже есть русскоязычные поэты», – улыбается он.

separator-icon

«Если в боксе ты должен обойти соперника, то в поэзии соперников не бывает»

Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»