Скульптор Адиль Алиев: будем как дети
Фото: Александр Гронский

Самый юный из признанных азербайджанских скульпторов появился на свет в 1994 году в Баку. Заняться ваянием Адилю было на роду написано: его отец – известный скульптор Айдын Алиев. Мальчик вырос у него в мастерской и чувство объема, формы, материала, податливость глины и чуткую твердость бронзы осознал тогда, когда его ровесники складывали первые слова.

После окончания Московского академического художественного лицея Адиль поступил в Художественный институт им. Сурикова. Сегодня на его счету выставки в Москве и Париже, Монако и Южной Корее. Работы Адиля Алиева двойственны. Классические материал и форма спорят в них с современным прочтением – напряженным, заставляющим зрителей задуматься над тем, что они видят. Тема детского постоянно возникает в его работах – возможно, потому что скульптор очень хорошо помнит свое, оно ведь кончилось совсем недавно. Его Наполеон – ребенок, заигравшийся в войнушку и сам не понимающий масштаба катастрофы, которую устроил. А раскрашенный яркими красками Гагарин – еще не космонавт, а лишь мечтающий о полете деревенский мальчик с игрушечной ракетой, у которого вместо шлема на голове чугунный казанок с торчащими смешными ушками.

«Мне бы в небо» («Гагарин»), 2010. Фото: Григорий Собченко

Эта работа со мной уже шесть лет. Первый раз я слепил «Гагарина», когда мне было 16 лет. Он стал началом моей серии «Мечты детей»: потом туда добавились Наполеон, Кутузов и другие герои, которыми мы представляли себя в детстве. Последняя версия «Гагарина» установлена в китайском городе Иу, до которого из Пекина два с половиной часа лету. Там создавался парк скульптур, мой проект сразу одобрили. Я работал над «Гагариным» прямо на месте в самые сжатые сроки: десять дней в январе лепил при температуре минус 15 градусов. Самому до сих пор не совсем понятно, как успел. Мастерская была похожа на оранжерею для цветов, и даже две печки не помогали от холода: я лепил, не чувствуя рук. Зато рядом был целый арсенал современного оборудования: литейный завод, формовочная, студия обработки. Условия были тяжелые, но этот опыт я никогда не забуду.

Почему именно Гагарин, почему все эти годы его образ не оставляет меня? Потому что я всегда хотел быть похожим на него, с его оптимизмом смотреть на великое и недоступное. Для той скульптуры я выбрал ярко-синий цвет – не только потому, что он космический, но потому что именно такие яркие цвета любят китайцы. Они сами как дети. Чем дольше я смотрел на них, тем больше они мне нравились: для них детство словно никогда не кончается. Я сумел удивить их – для меня это было очень важно.

«Гагарин» Пекинская версия, 2016. Фото: Из архива Адиля Алиева
Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»