Тимур Аскеров: лучший номер

Международный конкурс артистов балета и хореографов, что проводится в Москве раз в четыре года, – нечто вроде балетной Олимпиады: участники приезжают в российскую столицу из множества стран, и в соревновании выявляют лучших. Тимур Аскеров – победитель этого года.

Впервые конкурс прошел в 1969 году, тогда жюри возглавляла Галина Уланова; все последующие годы главным судьей был Юрий Григорович. В этом году сражаться за медали приехали полторы сотни человек из двух десятков стран. Золотую медаль в старшей группе конкурса дуэтов получил солист Мариинского театра Тимур Аскеров.

Групп две – младшая и старшая: отдельно соревнуются ученики, которым еще не исполнилось 18 лет, и действующие артисты театров (от 19 до 26). Те балерины и танцовщики, что выступают соло, и те, что танцуют вдвоем, претендуют на разные награды, и, конечно, разные медали предназначены мужчинам и женщинам. То есть золотых медалистов в каждой группе теоретически может быть четверо: две балерины, два танцовщика. Но конкурс отличается от спортивных соревнований тем, что жюри может не присуждать какое-то место – например, в сольном соревновании балерин выдать только вторую и третью премии, не присудив первой. Так и было в этом году: золотыми лауреатами кроме Тимура стали Давид Залеев из Казанского театра (танцовщик соло) и Оксана Бондарева из Михайловского театра (балерина, дуэт, выступала с Иваном Зайцевым). Партнерша Тимура, Оксана Скорик, заняла второе место (балерина, дуэт). Есть еще одно отличие от Олимпиады: артистов ждет не только слава, но и денежные премии. В этом году к «золоту» добавляли десять тысяч долларов, к «серебру» – семь, а к «бронзе» – пять.

Программа конкурса непроста: в каждом туре (а их три) выступающие в дуэте артисты должны станцевать одно классическое па-де-де плюс обязательный современный номер во втором туре. Повторять па-де-де нельзя, в каждом туре надо показывать что-то новое, а значит, еще в момент подачи документов надо решить, когда ты будешь исполнять свой самый-самый лучший номер. Если сразу в первом туре, то в третьем можно проиграть конкурсантам, которые покажут более эффектные трюки. А если приберечь «коронку» на последний тур – так до него можно и вовсе не дойти: вдруг жюри не разглядит в огромной толпе стартующих?

Оксана Скорик и Тимур Аскеров в первом туре выбрали «черное» па-де-де из «Лебединого озера» – и не стали ошеломлять жюри трюками, а продемонстрировали танец прохладный и благородный. Их шик был в отточенности манер, в точном следовании хореографии Мариуса Петипа, в трансляции стиля Мариинского театра. Они сильно рисковали: почти все остальные конкурсанты выбрали более эффектную бравуру, на сцене прорезали воздух буйные пираты и плавились царственные одалиски, а Актеоны неслись так, будто уже превращены в оленей. Но в жюри сидели профессионалы хай-класса: Шарль Жюд, Светлана Захарова, Ульяна Лопаткина, Кумико Очи, Вадим Писарев; они смогли оценить класс балерины и танцовщика. После первого тура отсеялась половина конкурсантов, Скорик и Аскеров благополучно прошли сквозь сито.

«Повторять па-де-де нельзя, в каждом туре надо показывать что-то новое»

Во втором туре они выбрали па-де-де из «Корсара» – ту самую бравуру, что или вытаскивает конкурсантов к медалям, или хоронит их, если те не справляются со сложными комбинациями па. Герой Аскерова – Раб, которому его хозяин, обращающийся с ним как с другом, доверил свою девушку; в хореографии прописана абсолютная мужественность героя и совершенная почтительность к героине, без тени нечестного интереса. И эту мужественность, эту силу, что служит красоте, Аскеров продемонстрировал в блестящем танце, когда его героя, казалось, несло штормовым ветром – но этот ураган успокаивался у ног царственной балерины. В обязательном современном номере «Дверь в середину зимы», что в несколько салонном стиле поставил для пары начинающий балетмейстер Владимир Варнава, расклад был иной: герои стали сегодняшними успешными людьми – возможно, крупным бизнесменом и киноактрисой, – и тон в отношениях задавал мужчина. Вот только в момент, когда силы у него почти заканчивались, женщина просто обнимала его сзади, продевая свои руки под его, – и у него снова появлялось желание жить.

В третьем же туре Оксана и Тимур решили исполнять «па-де-де Обера» – танец, поставленный более 60 лет назад в Париже Виктором Гзовским на музыку Даниэля Обера. Тогда это была часть оперы-балета «Бог и баядерка», но от того спектакля не сохранилось ничего, кроме этого медленного, грозного, великолепного номера. У героев уже нет имен и историй – есть чистое торжество классического танца во всей его невероятной сложности. Экзамен на чистоту балетной речи, который должен выглядеть не экзаменом, а ледяным эффектным диалогом, где каждое движение – как бросаемая в сторону партнера отточенная шутка. Балерина и танцовщик с честью справились с испытанием – и заработали восторженные аплодисменты зала.

В последнем туре в старшей группе короны делили уже почти только представители российских театров (в отличие от младшей группы, где сенсацию произвели Мико Фогарти, замечательная японская танцовщица со швейцарским гражданством, и американка Жизель Бетэ). Соревнование было очень жестким, малейшая ошибка могла уничтожить шансы на награду. Тимур Аскеров получил свой приз по праву. Обойденные соперники сокрушались только о том, что пропадает тот бонус, что обычно достается победителям московского конкурса, а именно приглашение в знаменитую труппу: Аскеров и так работает в Мариинском, одном из лучших театров мира.

separator-icon
Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»