«Я назвал это фото «Каспийские роботы» – из-за фонтанов на переднем плане. Когда-то они били в море, но уже не работают. Таким город видят люди, попадающие в Баку через Морвокзал».
Смотреть на Баку как на незнакомое экзотическое место фотограф Эмин Мазерс учился у приезжающих в город иностранцев. Он и сам много путешествовал по другим странам, а теперь перенастроил оптику на родной город.
Эмина с детства интересовало визуальные искусство: сначала он рисовал, потом в поисках более функционального применения своим творческим способностям пошел учиться на дизайнера интерьеров. Но этот путь показался слишком длинным, а создавать что-то хотелось как можно скорее. «Я подумал, что фотография – самый быстрый способ: нажал, и изображение готово. Не надо рисовать, не надо чертить. Со временем я понял, что одним нажатием на кнопку дело не ограничивается. Все, что происходит до и после этого, – единый долгий и очень важный процесс».
Сейчас Мазерсу 31 год, и десять из них он фотографирует. Первые пять лет ушли на совершенствование техники, на то, чтобы научиться в любую секунду быть готовым запечатлеть нужный кадр. Только потом пришло время собственных проектов. Одним из них стал недавно представленный альбом стрит-фотографии Emergency Door of the Museum. 104 снимка для него были сделаны в 2019–2020 годах.
Какое-то время Баку казался Эмину серым, но благодаря книге все изменилось: «Просто осенью, зимой и весной чаще пасмурно, и облака гасят цвета города. А летом Баку яркий, очень фотогеничный». Город быстро обновляется, и пристальный взгляд фотографа позволяет Эмину отслеживать эти изменения. «Чтобы кадр, особенно стрит-кадр, получился настоящим, нужно находиться здесь и сейчас», – говорит он.
«Это самый известный пирс Баку. Раньше он был деревянным, а потом его укрепили, и он стал стилеобразующей частью Приморского бульвара. На снимке его как раз обновляют».
«Водитель автобуса на конечной остановке ждет, пока пассажиры займут места. Мы не видим его лица, но образ очень узнаваемый».
«Двор художников. В советские времена это был богемный уголок города, где жили и работали живописцы. Потом сюда пришел стрит-арт. Заходя во двор, чувствуешь, что здесь все пропитано искусством».
«За день до 20 января я пошел посмотреть, как готовятся к траурной дате, и поймал момент, как юноша на кране добирается до дальнего угла клумбы и ставит последний цветок».
«Этот кадр – о промежутке между эпохами. Он сделан в пустом луна-парке, воплощающем для меня образ Советского Союза. Я не застал СССР, и новый город, силуэт которого здесь выступает фоном, мне тоже пока еще не знаком».
«Дворец Ширваншахов в таком ракурсе я чаще видел на снимках, чем вживую: он очень популярен у фотографов. Для кадра мне не хватало человека – и, о чудо, минут через 20 появилась девушка».