«Это Натик, человек с тяжелым характером и жестким взглядом на жизнь. Он держал птиц на крыше мечети, общение с ними было для него моментом свободы. Когда такие люди запускают птиц, они будто мирские оковы на время сбрасывают. Недавно Натика не стало».
Фотоработы Илькина Ягубова – о голубях, голубятниках и несоответствии внутреннего мира человека нашим представлениям о нем.
«Когда папа смотрит мои снимки, он говорит: не ожидал, что фотография настолько повлияет на твою жизнь», – произносит Илькин. Как многие, он увлекся фотографией еще в детстве: школьником посещал кружок «Фотодело» в Доме пионеров, снимал на подаренный дядей «Зенит» олимпийского 1980 года выпуска, вместе с отцом проявлял пленки в темной ванной комнате. «И все члены семьи жаловались, что не могут руки помыть», – весело вспоминает он.
То, что фотография может быть не просто хобби, а делом жизни, Илькин понял уже после тридцати, и этому способствовало сразу несколько обстоятельств. Ягубов открыл для себя работы великих мастеров: Эдварда Уэстона, Ральфа Гибсона, Сола Лейтера, Йозефа Куделки. Познакомился с грузинским фотографом Леваном Херкхеулидзе, который оценил снимки Ягубова и сказал, что бросать нельзя, он на правильном пути. Особенно важной стала встреча с азербайджанским арт-фотографом Сананом Алескеровым, в лице которого он обрел наставника. Мэтр советской и азербайджанской фотографии буквально раскрыл талант Ягубова, сформировал его художественное мировоззрение, научил относиться к изобразительному искусству как художник.
Для Ягубова автор снимка – не просто фотограф, но и немного режиссер, сценарист, рассказчик: кадр должен не только изображать героя или место, но и рассказывать их историю, помогать зрителю проживать их прошлое. «Я всегда стараюсь показать на снимках не просто то, что происходит, а то, что чувствую, видя это», – добавляет Ягубов.
Илькин тяготеет к черно-белой фотографии – эта эстетика ему очень близка. Несмотря на существование современных цифровых камер, он продолжает снимать на пленку, уверяя, что, несмотря на все удобства, цифровые фото во многом проигрывают: они эффектно смотрятся на экране компьютера, но лишены пространственной глубины. А значит, и смысловой, считает Ягубов.
Илькин работает в жанрах художественной и документальной фотографии, нередко тратит годы на серии, объединенные общей тематикой. Такой, например, получилась серия снимков, посвященных голубятням. Держать голубей – азербайджанская традиция, и выросший на Абшеронском полуострове Илькин ребенком видел много голубятен: «Наверное, это и повлияло на мой интерес к ним. Для меня они связаны с детством, с тех самых пор я люблю смотреть, как летают птицы и как с ними взаимодействуют люди».
В большинстве своем голубеводы могут показаться людьми замкнутыми и суровыми. Но это лишь на первый взгляд, уверяет Илькин. «Стоит понаблюдать, как они общаются со своими питомцами, и становится ясно, какие это на самом деле нежные и тонко чувствующие люди. Я вижу здесь удивительный и парадоксальный контраст между нашими представлениями о человеке и его истинным отношением к жизни и миру».
«Снято в горной деревне Лагич. Голубь, который может показаться живым, на деле выполнен из металла. Его сделал человек, который, видимо, хотел, чтобы на его крыше тоже жили голуби».
«У нас в Баку каждое воскресенье проходит птичий рынок – Сабунчинский базар. Голубь вырвался из коробки, а хозяин пытается его поймать. Есть голуби, которые стоят 20–30 тысяч долларов. Этот вряд ли такой дорогой, но все же…»
«Несколько лет назад в Баку стали сносить квартал Советская, на месте которого впоследствии разбили огромный парк. Район сносили частями, как-то я проходил по нему и увидел уцелевшую голубятню. Мужчина, запечатленный на фото, сказал, что здесь жили его дед и отец и все держали голубей».
«Когда я впервые попросил Натика о съемке, он наотрез отказался. Сказал, что однажды у него уже была съемка: приходили журналисты из иностранного издания. Потом друзья показали Натику журнал, насмехаясь: под его фото было написано «пижон». Я ему объяснил, что pigeon – «голубь» по-английски. Посмеялись, и он согласился позировать».
«Снова Сабунчинский базар в Баку. Продавцы часто показывают, как голубь летает, для этого к его лапке привязывают ниточку. Птицы умеют делать кувырки в воздухе».
«Этот кадр сделан в поселке Бина в 20 километрах от Баку. Герой держал несколько голубятен с птицами разных пород, в том числе довольно редких и экзотических».