Урбанистика: черно-белый город

В Национальном музее искусств Азербайджана хранится «Вид Баку с моря» работы Петра Верещагина – светлый город скатывается с гор к Каспию. Баку расположился амфитеатром вокруг береговой линии, хотя современному наблюдателю это и неочевидно – доминирование многоэтажек мешает уловить градостроительную суть. Центральные улицы города сбегают по террасам вниз к морю; объединяющая их магистраль расположена у подножия холма и тянется вдоль берега.

Проспект Нобеля и логично вырастающий из него проспект Нефтяников – главная артерия города, бакинский морской фасад. Функционирование этой магистрали определяет ритм жизни всей столицы, а его переустройство меняет философию города.

1872 год. «Вид Баку с моря». Пётр Верещагин

Черная зона

На пейзаже Верещагина, написанном в 1872 году, еще не видно нефтяных вышек и заводских труб. Спустя каких-то четыре года Людвиг Нобель переедет в Баку, и первые успехи его нефтедобывающей компании изменят облик города.

Проспект Нобеля (бывший Рабочий) был структурной составляющей так называемого Черного города – выведенного за черту жилых кварталов индустриального района, построенного в конце XIX века. Многочисленные нефтеперегонные заводы в начале 1870-х годов строились бессистемно. Дымящиеся заводские трубы приносили массу неудобств жителям. Их жалобы и оживление общественной жизни заставило губернские власти перенести нефтяное производство: заводы были сосланы на пастбища селения Кишлы и на территорию, где располагались огороды местных жителей.

Это сейчас термин «промзона» звучит неприятно, а в конце XIX века появление Черного города означало переворот в урбанистике – начало эпохи зонирования. Впервые в градостроительной практике Российской империи для промышленного района была разработана концепция, отделяющая его от жилых кварталов.

Черный город. Фото: Tekniska Museet

Город-сад

В 1880-х годах «Товарищество братьев Нобель» заложило для служащих своей фирмы сад Вилла Петролеа (ныне парк имени Низами). Среди нефтяных резервуаров, амбаров, нефтеперегонных заводов Черного города появился зеленый массив площадью около десяти гектаров.

Задачей Нобелей было сделать конкретный район привлекательным для проживания персонала компании (в том числе приглашенных инженеров из Финляндии, Швеции, Норвегии и Германии).

Для создания сада пригласили известного специалиста Эдуарда Бекле, под руководством которого разбивали парки Варшавы. Были сделаны пробы земли, и выяснилось, что вся она пропитана нефтяными отходами. Плодородный чернозем для парка пришлось доставлять на баржах из Лянкяранского уезда, а пресную воду для полива привозили наливные суда из Астрахани.

В клубе на Вилле расположились библиотека и бильярдная. Рядом устроили кегельбан, где во время игры можно было выпить вина и пива. Обитатели активно занимались спортом, и 28 июля 1897 года на велодроме Виллы прошли ежегодные велосипедные состязания городов Кавказа на соискание звания первого ездока.

С установлением советской власти Вилла Петролеа была национализирована. Вначале там организовали дома для беспризорных. В 1923 году сад, находившийся в запустении, переименовали в парк имени Луначарского. В 1928 году на территории парка был открыт первый Бакинский зоопарк, затем на его месте возник парк аттракционов. Жилые постройки Виллы постепенно превращались в живописные руины.

1884 год. Вилла Петролеа. Фото: Tekniska Museet

Черное станет белым

При СССР о Нобелях старались не вспоминать. Лишь в начале 2000-х был создан Бакинский фонд наследия Нобелей. В 2007 году его силами проведена полная реставрация резиденции братьев, после чего в ней расположились бакинский Нобелевский нефтяной клуб, международный конференц-центр и Музей братьев Нобель – первый за пределами Швеции.

Город – живой организм. Изменения одной его части неминуемо влекут за собой большие последствия. После того как Вилла Петролеа была реанимирована, а на ее территории закрутились аттракционы Луна-парка, встал вопрос, а кто, собственно, будет кататься на чертовом колесе, прогуливаться по аллеям с реликтовыми растениями и посещать новый музей. Поросший трущобами Черный город не располагал к посещению этой части Баку. Решено было очистить непривлекательный район от следов индустриальной эпохи и превратить его в новую жилую и деловую зону столицы.

Так родился проект Baku White City (Белый город как очищенный Черный). Строительство началось в рамках указа Президента Азербайджана Ильхама Алиева об утверждении Плана комплексных мероприятий по улучшению экологической ситуации в Азербайджанской Республике.

Почти полтора века назад «Товарищество братьев Нобель» изменило эту часть города, новый же нефтяной контракт позволил выслать нефтепереработку за пределы Баку. Решено сохранить две башни старинного завода, чтобы не забывалась промышленная история этого необычного района.

Крупная градостроительная компания Atkins, известная своими проектами в Дубае, разработала для Белого города сетку жилых кварталов. За основу взяли ячейки жилых массивов Барселоны и Парижа как наиболее комфортные для обитателей: замкнутые кварталы с уютными внутренними дворами. Магазины, поликлиники, детсады, школы и социальные службы запланированы в расчете на пешую доступность для всех жителей района. Вообще в Белом городе решили сделать ставку на пешеходное и велосипедное движение: чтобы побороть транспортную проблему, планируется соединить проспект Нобеля с проспектами Гейдара Алиева и Бабека обходными магистралями.

Проезжающий сейчас по проспекту Нобеля легко опознает строящийся Белый город по уже возвышающемуся офисному комплексу Baku White City Office Building. Открылось и здание французской школы в районе Waterfront West – его строительство инициировано Фондом Гейдара Алиева.

Началась разработка района площади Фонтанов. Заметным ориентиром будет служить пешеходный мост Spine Bridge, который свяжет площадь с верхними уровнями торгово-развлекательного центра BWC.

Береговую линию Белого города разработала знаменитая компания Нормана Фостера. Архитекторы вместе с урбанистами планируют создать в Баку систему водного общественного транспорта, чтобы разгрузить основную транспортную артерию города – проспект Нефтяников и Нобеля. Считается, что новый прибрежный квартал с развлекательными комплексами и широкой зеленой полосой станет частью бульварной линии, которая протянется вдоль моря через всю столицу.

Белый город. Фото: Bakuwhitecity.com

Городская артерия

В советские времена проспект Нефтяников начинался у площади Азадлыг (бывшая площадь Ленина) и завершалась в районе Баилова. Улица сливалась с Приморским бульваром и являлась фасадом города, его визитной карточкой. Нынешний проспект Нефтяников изрядно удлинился в обе стороны, подвинув на востоке проспект Нобеля и захватив нижнюю часть Баилова на западе.

Интересно, что еще в середине XIX века бакинской набережной как таковой не существовало. Ее стали строить из необходимости связать нефтяные промыслы на западе города с районом нефтеперегонных заводов на востоке. Для устройства набережной в 1860 году пришлось разобрать городскую крепостную стену со стороны моря. Бакинский архитектор Касым-бек Гаджибабабеков стал автором первого мастер-плана городской береговой полосы. В 1867 году на набережную был проведен водопровод, забили фонтаны, построены первые дома «парадной» линии.

Бульвар разбили много позже, лишь в начале ХХ века (в 2009 году он отметил 100-летний юбилей). Дело в том, что прибрежная часть города была очень удобна для торговли: здесь располагались причалы крупных нефтяных компаний, сновали рыбацкие суда, теснились лавки купцов. Но бакинцам необходима была общественная зона: логично было обустроить ее у моря, отвоевав часть территории у главной городской магистрали.

Вернуть бакинцам море

После того как с приходом новых нефтяных технологий пропала необходимость в старых промзонах (Черный город и нижнюю часть Баилова решено было снести), началась генеральная реконструкция всего Приморского бульвара. Теперь он существует в статусе охраняемой береговой природной зоны. В 2008 году указом Президента было создано Управление Приморского бульвара при кабинете министров Азербайджанской Республики.

Территория Приморского парка должна быть увеличена в длину до 25 километров (прежняя длина 3,75 километра уже сейчас растянулась в обе стороны примерно вдвое – до района Cristal Hall на запад и до порта на восток). К концу 2015 года планируется протянуть бульвар через всю береговую линию города от поселка Зых до мечети Биби-Эйбат.

Прежде береговая зона восточных и западных окраин служила нуждам нефтедобытчиков: еще недавно здесь стояли вышки и перерабатывающие комбинаты. Ныне нефть отступила, и море отдали горожанам. Вместе с бульваром продлится в обе стороны и его неизменный спутник – проспект Нефтяников.

1910 год. Бульвар на набережной

Город для людей

Популярная нынче урбанистическая концепция дружелюбного города подразумевает, что любая реконструкция должна идти с учетом привычек горожан, беречь историческое наследие и вовлекать в свою орбиту активных граждан и локальный мелкий бизнес.

Тотальное переустройство бульвара начали с воды. В 2007 году напротив площади «Азнефть» открыли музыкальный фонтан, а у главных ориентиров проспекта Нефтяников – Музейного центра и Дома правительства – целые площади фонтанов. Это изменило привычный облик исторических фасадов: их симметричные объемы теперь дополнены и обрамлены вертикальными линиями воды, которые меняют высоту в зависимости от освещения и погоды.

На бульваре с прошлого века существовали чайные сады: они располагались в торговых палатках и стихийно захватывали зеленую зону. Задачей нового департамента было привести внешний вид павильонов в соответствие с парковой эстетикой. Выбрали округлую шатровую форму, напоминающую о старых городских эстрадах, и «воздушные» материалы – стекло и дерево. Около каждого поставили экран: здесь транслируют футбольные матчи и показывают кино. Одно из прибрежных кафе отдали ветеранам – в их распоряжении льготный чай и нарды с шахматами.

Новые культурные центры – Музей ковра, Центр мугама – заработали рядом со старыми развлекательными местами (Театром кукол, Дворцом ручных игр), и Приморский бульвар стал обязательной частью экскурсионных маршрутов.

70-метровая парашютная вышка была привычной доминантой проспекта Нефтяников с 1930-х годов. Ее изготовили по инициативе Бакинского городского совета на машиностроительном заводе «Бакинский рабочий». Когда-то вышкой могли пользоваться все любители острых ощущений, но после несчастного случая в 1960-х годах она перестала функционировать. К новому веку она представляла собой довольно шаткую металлическую конструкцию, так что хотели было ее снести. Но многие поколения бакинцев назначали под ней свидания, и лишать бульвар столь романтического места урбанисты не стали. Решено было наполнить эту башню новой мифологией, изменив ее функцию – теперь это одновременно городские электронные часы, барометр и термометр. Встречаются нынешние влюбленные не под «парашюткой», а «под часами» – давняя привычка жителей большого города.

А вот старые аттракционы пришлось демонтировать. Отреставрировали только чертово колесо. На место изношенных механизмов поставили застекленные павильоны для каруселей (кататься можно круглый год) и стильные батуты с металлическими каркасами.

1936 год. Парашютная вышка. Фото: Александр Гронский

Отдельная история – городская скульптура. В бывших советских городах отдавали предпочтение монументальным памятникам и мемориальным комплексам. Но в камерных общественных зонах, предназначенных для отдыха и развлечений, людям неуютно рядом с возвышающимися гигантами. На Приморском бульваре поставили скульптуры в человеческий рост – прямо на асфальт, так что металлические персонажи теряются в городской толпе. Героями новых бакинских памятников стали простые горожане – художники, музыканты, сноубордисты, книголюбы.

Ландшафтные архитекторы тоже внесли вклад в новый имидж бульвара: деревья и кустарники стригут так причудливо, что их геометрия может соперничать с архитектурой новых зданий. Растения привезли из самых разных уголков мира: Италии, Турции, Ирана, Греции. Вдоль моря разбили аллею кактусов. А чтобы решить проблему регулярного полива этих зеленых диковин, установили опреснители морской воды.

Приморский бульвар осветили на всех уровнях. На газонах мелкие светильники обеспечивают комфортный нижний свет. Аллеи расцвечены тремя линиями фонарей, причем в исторической части бульвара их консервативный стиль вступает в диалог со старой архитектурой и орнаментами Ичери шехер. А в новой бульварной зоне вокруг колеса обозрения и площади Флага фонарные столбы изогнуты, их шляпки раскрашены в яркие цвета. Прихотливые линии фонарей создают силуэт этой плоской местности и частично восполняют нехватку высоких деревьев.

Сейчас западная часть бульвара выводит прямо к дикому берегу моря – город логично продолжается естественной береговой линией. На востоке пока все прерывается изгородью: здесь расширение набережной плотно связано со строительством Белого города и реконструкцией портовой зоны. Но уже через год напротив Виллы Петролеа планируют построить второй «бакинский глаз» – новое колесо обозрения, которое станет частью приморского квартала и логично замкнет симметричную композицию Бакинской бухты.

Фото: Наталья Бабинцева
Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»