В Баку состоялись первые профессиональные автомобильные гонки

В середине октября парковка на набережной вокруг Crystal Hall заполнилась практически до отказа. Десятки тысяч людей приехали посмотреть на первые в Азербайджане профессиональные автомобильные гонки. С грохотом, дымом и ревом трибун в Баку справлял новоселье V1 Challenge Azerbaijan.

В азербайджанском автоспорте произошел настоящий прорыв. Вокруг крепостной стены Старого города уже совсем скоро, в 2016 году, помчатся болиды «Формулы-1», с питлейна можно будет увидеть новый символ Баку – Flame Towers. А пока состоялся почти полноценный гоночный уик-энд. При организационной поддержке Автомобильной федерации Азербайджана в Crystal Hall прошла шоу-презентация – по сути, настоящая гонка серии V1 Challenge. Азербайджан принимает этот монокубок впервые, чем, вероятно, и следует объяснить повышенный интерес, который бакинцы проявили к мероприятию. Вмещающий 25 тысяч зрителей Crystal Hall заполнился почти до отказа. И тут такое началось!

Президент Автомобильной федерации Азербайджана Анар Алакбаров.

Организатором и главным вдохновителем V1 Challenge Azerbaijan стала Автомобильная федерация Азербайджана. Это некоммерческая общественная организация, главной целью которой является подготовка молодых спортсменов и общее развитие автоспорта в стране. Среди других основных приоритетов этой молодой организации целый ряд важных социальных проектов, прежде всего активная деятельность по повышению безопасности на дорогах, поддержке и развитию экологического транспорта, развитию дорожной инфраструктуры.

Для собирающегося на гонку зрителя главное – хорошенько выспаться накануне. Второе – как следует перекусить. Затем плавно убавлять интеллектуальный и эмоциональный шум до тех пор, пока не доберешься до своей внутренней тишины. И под конец – слушать. Слушать разгон. Взахлеб, рывками, истерикой! С треском и надрывом. Жадно! Будто машина боится не успеть куда-то туда, за поворот, за горизонт… Затем еще более страшный грохот – торможение. Когда мотор рявкает, злится на седока, пытаясь укусить, бесится где-то рядом, за переборкой, а коробка передач яростно, толчками и пинками в борьбе скидывает передачи вниз. Возможно, пилот уже контужен. На вершине поворота он наверняка в полуобмороке, а машина должна вылететь за ограждения трека кувырком…

Азербайджанские гонщики Тимур Мурадов, Гюльгусейн Абдуллаев, Адиль Ахундов.
12-летняя чемпионка по картингу Хадиджа Гулузаде.
Участники и организаторы соревнований.

Если вас уже слегка мутит от скорости и перегрузок, сбросим темп. Заездам гонщиков V1 Challenge Azerbaijan предшествовал целый ряд не столь экстремальных событий. Церемония началась с концертной программы а капелла-шоу-группы Voca People, хорошо известной зрителям не только великолепным вокалом и репертуаром, но и тонким юмором. Объединив живой вокал и битбокс, когда артисты аккомпанируют себе, имитируя звучание различных музыкальных инструментов, восемь великолепных голосов зарядили зал позитивной энергией. Затем на трек выкатились карты, украшенные трехцветными флагами Азербайджана, за рулем которых были самые юные спортсмены. Среди них – Хадиджа Гулузаде: в свои 12 лет эта девушка уже дважды поднималась на подиум турецкого чемпионата по картингу. А потом началось самое интересное. На чем мы там остановились абзацем выше? Машина должна вылететь за ограждения трека кувырком?

Нет. Она и не думала этого делать! Что ее держит? Какие силы? Неясно. Казалось бы, человек за рулем честно исполнил долг пилота, отправив Volkicar (именно так называются эти небольшие и «улыбчивые» машинки) кувырком прочь... А тут всего лишь занос. Иногда плавный, как в замедленном кино, иногда более резкий. Занос лишь намекает на существование законов физики. Причем, судя по всему, прекрасно контролируется и под сброс, и, что гораздо зрелищнее, под открытие газа. Что же, в самом деле, держит автомобиль на трассе? Ответ скрыт под легким пластиковым кузовом, который, изловчившись, смог бы поднять человек даже средних физических кондиций. При весе 530 килограммов баги-кар развивает мощность 115 лошадиных сил. Примерно по 4,6 килограмма на одну «лошадь» – очень немало. Прибавьте сюда блокирующийся на 100% дифференциал, секвентальную пятиступенчатую коробку передач, задний привод – и получите настоящего дьяволенка, способного разогнаться до сотни за 4,9 секунды.

Гонщики говорят, что секрет потрясающей маневренности Volkicar не только в его небольшой массе. На руку играют и расположенный в пределах колесной базы двигатель, и отсутствие свесов, и низкий центр тяжести. При этом, по единодушному мнению пилотов, машинка имеет непростой характер, совсем не покладистый. Однако, освоившись и привыкнув к нему, Volkicar можно заставить творить чудеса. Он охотно отправляется в дрифт и даже умеет ездить на двух колесах, что под восторженные крики зала и было наглядно продемонстрировано в ходе шоу.

Но что это? Зал взорвался от восторга, а мальчишки, сидящие за мной, завопили так, что заглушили рев двигателя показавшегося на треке полноразмерного автомобиля. Началось невероятное Red Bull-шоу! Сомневаюсь, что раньше я видел что-либо подобное в закрытых помещениях. Из-под колес повалил белый дым, а резина начала разлетаться по асфальту раскаленной крошкой. Дрифт! Пожалуй, это наиболее зрелищный трюк, особенно в условиях замкнутого пространства, когда в любой момент автомобиль может потерять контроль и, разгромив ограждения, вылететь с узкой трассы. Было ощущение, что построенный на базе кузова Nissan 370Z шоу-кар пытается проломить под собой асфальт! Здесь ему явно было тесно. Изрыгая пламя из выхлопных труб, он ревел и плавил колеса, словно пытаясь выпрямить своей мощью очередной поворот. А чуть позже парное дрифт-пилотирование с не меньшим успехом, а также визгом и грохотом демонстрировали пилоты на боевых Mitsubishi Lancer Evolution.

«Гвоздем праздника стала гонка серии V1 Challenge»

Победитель соревнований Антуан Хубер.
Вторым стал Харальд Мюллер.

В шоу-презентации V1 Challenge Azerbaijan состязались 14 профессиональных пилотов из 12 стран. Борьбу за первенство вели чемпион Европы по ралли бельгиец Патрик Снайерс, трехкратный чемпион Drift Challenge, мировой рекордсмен по самому длинному дрифту в 2014 году немец Харальд Мюллер, пятикратный чемпион Португалии и серебряный призер чемпионата Европы Мигель Кампос, чемпион V1 Challenge 2011 года турок Бурак Чукурова, чемпион V1 Challenge Moldova 2012 Николай Кирияк, чемпион французской серии «Формула-4» и Volant Euroformula 2013 Антуан Хубер и другие. Азербайджан на соревнованиях представляли чемпионы страны по картингу Гюльгусейн Абдуллаев, Адиль Ахундов и чемпион V1 Challenge Moldova 2013 Тимур Мурадов.

И все же гвоздем этого праздника была гонка серии V1 Challenge. Обычно, когда этапы серии гостят в других странах, соревнования проходят на улице, и пилоты стартуют одновременно по несколько человек с единой линии старт-финиш, то есть просто мчатся наперегонки. Мы же стали свидетелями лишь презентации будущих ежегодных гоночных баталий в Азербайджане. Поэтому под крышей спортсмены по очереди стартовали парами, на выбывание, по принципу гонки преследования, чтобы избежать прямого контакта на узкой трассе. От этого, впрочем, гонка не стала менее зрелищной. Ведь зачастую главной проблемой кольцевых трасс, с точки зрения зрителей, оказывается непонимание, кто вырвался вперед, а кто отстает. В Baku Crystal Hall все было предельно ясно. Стадион ревел, восхищаясь мастерством именитых гостей, но поддерживая, разумеется, по большей части соотечественников. Азербайджанский пилот Адиль Ахундов отчаянно сражался за право взойти на подиум, но гонщик из Ливана Абдо Фегали оказался чуть проворнее и занял в итоге третье место. А решающий поединок состоялся между французом Антуаном Хубером и немцем Харальдом Мюллером. Первым стал юный француз – будущая звезда «Формулы-1», сумевший обойти более опытного немца на какие-то доли секунды. Победителя выявил фотофиниш.

Логичным завершением праздника стала церемония награждения. Президент Автомобильной федерации Азербайджана Анар Алакбаров вручил победителям кубки и призы, а спортсмены по традиции залили всех присутствующих рядом с подиумом шампанским.

Президент Автомобильной федерации Азербайджана Анар Алакбаров.
Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»