5 главных детских фильмов «Азербайджанфильма»

Волшебный халат

1964. Режиссер: Али-Саттар Атакишиев. В ролях: Азер Курбанов, Солмаз Хатамова

Маленький шедевр режиссера Атакишиева – человека, который первым в Азербайджане обратился к детскому кинематографу. На праздник в бакинский Дворец пионеров приезжает экзальтированный фокусник Ио-Кио. Вытащив из волшебной шкатулки энное количество алых галстуков и выдув из ноздрей несколько сотен шариков, он дарит пионерам старый халат и учит магическому заклинанию. Посредством халата мальчик Рашид путешествует во времени и оказывается в ханском дворце, где совершает череду тимуровских поступков. На обратном пути он случайно прихватывает в будущее несчастного хана. Фильм снят с кучей синефильских цитат, и съемочная группа явно отрывалась: в кульминационный момент хан носится по полю, пытаясь укрыться от пикирующего кукурузника (привет, Хичкок!), пилот вываливает ему на голову органические удобрения. В финале картины происходит слет пионеров Солнечной системы. Пионеры прибывают на индивидуальных летательных аппаратах и устанавливают сеанс скайп-конференции с Юпитером. В сценах будущего Атакишиев явно вдохновлялся клушанцевской «Дорогой к звездам», языком игрового кино рассказывая детям о принципах управления полетами.

Хлеб поровну

1969. Режиссер: Шамиль Махмудбеков. В ролях: Кямран Раджабли, Туна Намазова

Черно-белая оттепельная картина, которую лишь условно можно назвать детской, продолжает ту же стилистическую линию, что была намечена в «Ивановом детстве» и разговорах с отцом в «Заставе Ильича». Восстание против героических перегибов, предпринятое поколением режиссеров – «детей войны», привело к пронзительному переосмыслению недавней советской истории. В «Хлебе поровну» мальчик Вагиф, оставшись один дома, теряет хлебные карточки. Действие происходит в Баку в конце войны, фронт давно отодвинулся за границы СССР, никто не боится бомбежек и не убивается на тыловых работах. Лирические кадры старого Баку, череда портретных планов: мальчик ходит по дворам соседей, предлагая свои услуги за кусок хлеба. И выясняется: для того чтобы стать героем, необязательно ложиться на амбразуру, а предательство и дружба ходят рука об руку. 

Лев ушел из дома

1977. Режиссер: Расим Исмайлов. В ролях: Юрий Сенкевич, Эльхан Джафаров

Культовая лента искрометного выдумщика Расима Исмайлова, снятая по рассказу Юрия Яковлева, с музыкой Тофика Кулиева и артистами бакинского Театра оперы и балета. Умный лев уходит из зоопарка, мечтая повидать мир и прокатиться на родину в Африку. Компаньоном в его похождениях становится мечтательный мальчик Рустам, которому дружба с животными заменила недостаток общения со сверстниками. Гуляющий по Баку лев провоцирует массу комических эпизодов (за подобные цирковые гэги советские зрители обожали «Полосатый рейс»). Но в картине Исмайлова животные волшебным образом преображаются в людей: танцуют, поют, разговаривают, дарят мороженое и даже летают на космических аппаратах. 

Шкатулка Исмаилбека

1982. Режиссер: Гюльбениз Азимзаде. В ролях: Кямран Шахмарданов, Ибрагим Алиев

В широкий советский прокат фильм вышел под названием «Шкатулка из крепости» и привлек в кинозалы более четырех миллионов юных зрителей. Картина условно наследует той же идеологическо-приключенческой традиции, что и «Кортик», «Бронзовая птица», «Пассажир с экватора». Одержимые кладоисканием школьники раскапывают на территории Ичери шехер шкатулку с драгоценностями, за которыми охотится банда злоумышленников. Дети наивно не понимают, как распорядиться находкой: в одном из эпизодов малолетка напяливает на себя дорогие украшения и радостно отправляется на городской променад. При написании сценария авторы картины Светлана Касимова и Семен Листов использовали реальные милицейские хроники, благодаря чему сюжет оброс необходимыми для хорошего детектива деталями. Оператор Алекпер Мурадов талантливо подчеркнул документальность истории, смешав постановочную и неигровую манеру съемки.

Учитель музыки

1983. Режиссер: Тофик Исмайлов. В ролях: Натик Абдуллаев, Сиявуш Аслан

«Каждое большое дело начинается с малости» – слова почтенного деревенского старожила становятся лейтмотивом этой позднесоветской ленты, где музыкальность (фирменный знак «Азербайджанфильма») смешивается с популярной в те годы психологией малых дел. «Хи-ха, хи-ха, ну чем, скажите, я плоха?» – молодой учитель музыки приезжает из Баку в районную школу, где на первом же уроке «пропевает» каждого из учеников. Выглядят эти музыкальные характеристики довольно уничтожающе, так что новичок с ходу наживает врагов. К обиженным школьникам присоединяются раздраженные училки: пронзительные звуки трубы разрезают священную тишину коридоров и подрывают устои. Учитель меж тем говорит с детьми о пользе одиночества и красоте грусти, поет у доски и совершенно не вписывается в советскую школьную систему. 

Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»