Коллекционер Назим Мустафаев: след в истории

Есть люди, для которых коллекционирование – любимое хобби. И есть коллекционеры, чьи имена известны во всем мире, а экспонаты востребованы на самых престижных выставках. Бакинец Назим Мустафаев – из вторых: вместе с женой Еленой он собрал уникальную коллекцию обуви.

Фото: Дмитрий Терновой

«У нас более двух с половиной тысяч пар, – говорит Назим Мустафаев, – от конца XVII века до современности». Коллекция называется Shoe Icons – как и специализированное издательство и обувной музей Мустафаевых. Музей пока виртуален: фотографии туфель и аксессуаров выставлены на одноименном сайте, «вживую» же экспонаты из собрания Мустафаевых можно увидеть на выставках, которые проходят на разных континентах.

Назим не стремится показывать свои сокровища слишком часто – ему не хочется, чтобы коллекция «замыливалась». «Конечно, было бы хорошо иметь постоянное помещение для музея, – говорит Мустафаев. – Но это очень непросто, и ни один человек, если он не миллиардер, не сможет в одиночку такой музей поддерживать». Он надеется, что когда-нибудь музей обуви все же станет реальностью, а пока выпускает книги, посвященные как истории обуви вообще, так и отдельным разделам своего собрания.

Фото: Дмитрий Терновой

Одно за другим

Мустафаев не из тех коллекционеров, что одержимы одной темой с ранних лет. Наоборот, к моменту, когда его захватила тема обуви, он успел пожить во многих городах, позаниматься самыми разными вещами, но всерьез ничего не собирал, не считая детского увлечения минералами и марками.

«Мой отец – бакинец, инженер по подводным конструкциям, – говорит Назим. – Я родился на Баилова, на горе, откуда был виден завод, где он работал. Детский садик вообще находился фактически на территории завода, и папа меня каждый день водил туда и обратно». Из-за работы отца семья часто переезжала с места на место – будущий коллекционер успел пожить в Туркмении, в Сибири, потом опять в Баку у дяди. Наконец Мустафаевы осели под Ленинградом, и восьмиклассник Назим перебрался туда окончательно.

Взрослая жизнь у парня началась с двух неудач подряд. Он увлекался рисованием и мечтал поступить в Ленинградское высшее художественно-промышленное училище имени Мухиной (сейчас – Академия имени Штиглица), но выяснилось, что необходимо среднее художественное образование. Второй страстью юного ленинградца был арабский язык, и он попробовал подать документы на восточный факультет Ленинградского университета. Но и там до экзаменов дело не дошло: Назим срезался на собеседовании по политической грамотности. Тогда он махнул рукой и ушел в армию, а затем окончил Минский институт иностранных языков. Далее была работа военным переводчиком, подготовка выставок в Евпаторийском краеведческом музее (к тому моменту Назим женился, а его жена Елена родом из Крыма) – и наконец Назима пригласили в Москву руководить крупной обувной выставкой. Тут-то все и началось.

«Можно сказать, идея родилась из профессиональной необходимости, – говорит Мустафаев. – Я руководил выставкой целых 17 лет, и в какой-то момент мы решили издавать небольшой бюллетень. Очень быстро стало ясно, что русскоязычной литературы об истории обуви, ее дизайне, течениях остро не хватает. И мы, смелые новички, решили написать такую книгу сами. Стали собирать материал, покупать издания на английском...»

Одновременно с работой над книгой Назим начал собирать обувь для иллюстраций. И когда через семь лет книга была закончена, сформировалось ядро коллекции – и начало жить своей жизнью и диктовать свои правила. «Мы стали развивать, расширять наше собрание; в какой-то момент стало понятно, что показывать обувь без платья не совсем правильно – ведь надо представлять общий вид костюма эпохи. Так мы стали покупать платья. Их у нас немного, но вот из бисерных платьев 1920-х годов сформировалась отдельная коллекция, потому что, дойдя до них, мы в эти платья просто влюбились. Так все и дошло до сегодняшних масштабов».

Фото: Дмитрий Терновой
Фото: Дмитрий Терновой
Фото: Дмитрий Терновой

Торжество двадцатых

Именно 1920-м годам была посвящена последняя выставка Мустафаевых, прошедшая в Московском Мультимедиа Арт Музее. Проект Les Années Folles («Безумные годы») охватил костюм, обувь и фотографии модниц 1920-х – начала 1930-х годов в Европе и Америке. Бисерные платья действительно поражали воображение, но главными героями экспозиции, безусловно, стали туфли. Те самые туфли, что в 1920-e получили наконец право выглянуть из-под быстро укорачивавшихся юбок – и стали символами женской эмансипации и технического прогресса. Как раз в ту эпоху женская обувь превратилась в настоящие произведения искусства.

«Будучи коллекционерами, мы хорошо представляем, как обувное дело развивалось в разные эпохи, – говорит Назим Мустафаев, – и я могу сказать, что двадцатые-тридцатые годы ХХ века – наиболее сочный период. Самые яркие цвета, большое количество изделий из позолоченной кожи, очень богатые фактуры, очень интересные сочетания материалов и цветов. Понятно, что основное назначение туфель и ботинок – защита ноги. Но в тот период декоративная функция была, пожалуй, самой яркой».

Фото: Из архива Назима Мустафаева. 1.Агнес Эйрс, актриса немого кино, в элегантном вечернем костюме из черного бархата, украшенном бисером, стеклярусом и стразами. Сцена из фильма The Daughter of Luxury. 1922 г. 2.Иллюстрация из французского журнала мод. Вечернее платье, вышитое бисером. 1920-е гг. 3.Цветная иллюстрация из журнала Tres Parisien. Эскиз платья по мотивам средневекового костюма. Франция. 1920 г.

Почему именно в 1920-е? Причина прежде всего в недавно окончившейся Первой мировой войне. Кошмар газовых атак и похоронок завершился, и те, кто выжил, хотели жить за двоих. Недаром стали такими быстрыми танцы – в них выплескивалась лихорадочная энергия. Не мечтательный вальс, а бойкий фокстрот стал музыкой поколения.

Этому поколению нужна была новая обувь – и надежные викторианские ботинки, не выходившие из моды полвека, отправились в архив. Вылетели на улицу лодочки, которые раньше принято было носить только в помещении; укрепился каблук, проверяемый на прочность танцевальными вечеринками. А еще Первая мировая способствовала тому, что рабочие места мужчин, отправившихся воевать, заняли женщины: стали нормой дамы-репортеры, уже не единичные медицинские колледжи открыли двери для студенток, да и в фундаментальной науке (как всегда, сотрудничавшей с оборонными ведомствами) дамы начали занимать места. А значит, появилось немало женщин, способных оплачивать свои покупки. При этом обувь изготовляли на заказ – и она стала одним из принятых способов утверждения себя в обществе.

«Обувь – всегда архитектура. Нельзя на ходу менять высоту здания»

Фото: Дмитрий Терновой
Фото: Дмитрий Терновой

Сантиметры высоты

Одна из вещей, которые завораживают Назима Мустафаева в обуви, – то, что часто мастера уделяли внимание даже таким деталям, которые не всегда можно заметить с высоты человеческого роста. В доказательство он показывает несколько пар туфель из все тех же 1920-х годов с изумительной работы каблуками. Ар-деко в силе своей и славе: витые узоры, инкрустации, стразы, похожие на драгоценные камни… Как правило, множество пар каблуков на выставках Shoe Icons экспонируется отдельно: во-первых, потому что после того, как обувь снашивалась, коллекционерам от нее нередко оставались только каблуки, а во-вторых, потому что часто мастера создавали отдельные коллекции каблуков – и некоторое количество их дошло до нашего времени, так и не попав в использование.

Съемные каблуки? Их что, отвинчивали?

«Эти, эпохи 1920–1930-х годов, не совсем съемные, – объясняет Назим. – Клиентка имела возможность выбрать их при заказе пары, но поменять их уже не могла. Позже появились настоящие съемные каблуки, которые можно было самостоятельно надеть, снять, поменять. Скажем, в 1950-е годы компания Israel Miller по дизайну Андре Перуджа создала модель, где к одной паре – простым лодочкам – прилагалось три пары каблуков. Правда, одинаковой высоты. Сегодня делаются попытки создать туфли с каблуками разной высоты, но, на мой взгляд, это нереально. Обувь – всегда архитектура. Нельзя на ходу менять высоту здания; его можно украсить, перекрасить, навесить панели, но саму структуру уже не изменить».

Целая книга Назима Мустафаева посвящена каблукам из целлулоида. Так и называется: «Целлулоидный каблук». Оказывается, до «безумных лет» деревянные каблуки обычно обтягивали тканью, что, разумеется, сказывалось на длительности службы пары и требовало особого ухода. В ХХ веке на рынок ворвались целлулоидные изделия – появление этого материала сделало не только более надежной всю конструкцию, но и более эффектным внешний вид.

«Целлулоид создал английский металлург Александр Паркс в 1855 году, – рассказывает Назим, – а доработали и пустили в массовое производство американцы братья Хайат. Материал оказался очень удобен для обработки: его можно было плавить и заливать в форму (термопластичный целлулоид размягчался при температуре 50–70 градусов), резать, точить, красить, декорировать стразами, оборачивать вокруг деревянной основы… При этом он мог имитировать различные драгоценные и полудрагоценные материалы: черепаший рог, слоновую кость, перламутр, малахит. Эти качества моментально сделали целлулоид крайне популярным. Фактически благодаря ему дизайнеры туфель обрели новое вдохновение».

На выставке обуви модель показывает высоту каблука. 1933 г. Фото: Из архива Назима Мустафаева
Сцена из утерянного фильма Two Weeks with Pay. Служанка помогает Биби Даниелс снять замшевые лодочки с каблуками, покрытыми целлулоидом и украшенными стразами. 1921 г. Фото: Из архива Назима Мустафаева

Масштаб – планета

Собрание Мустафаевых действительно уникально. Специализированных обувных музеев обуви на земном шаре очень немного, и большинство из них привязано к истории определенной фирмы или места. «Например, есть музей в городе Нортгемптон недалеко от Лондона, который был центром производства мужской обуви, – говорит Мустафаев. – Там есть великолепные экспонаты, но коллекция практически не выходит за рамки периода, когда в Нортгемптоне делали обувь. В Бельгии великолепный музей в городе Изегем – сейчас его перенесли на территорию фабрики Eperon d’Or. У них практически нет XVIII века, потому что местное обувное производство началось примерно в 1850-е. Есть обувной музей Бата в Онтарио – мне посчастливилось быть знакомым с Соней Бата, женой его основателя. Мы сотрудничаем, иногда меня просят дать изображения для их книг, и я даю с удовольствием. В этом году музей Бата проводит выставку, посвященную 1930-м годам, в которой участвуют девять пар из нашей коллекции. Я знаю, что в российских музеях почти нет обуви XVIII века, а в нашем собрании – 65 пар».

Имеется ли в собрании Мустафаевых старинная обувь, сделанная в Азербайджане? «Есть один очень интересный экземпляр с бакинским грифом – викторианские высокие ботинки. Сейчас бы их назвали сапогами, но по правилам все, что имеет шнуровку или пуговицы, это высокий ботинок. Это высокий викторианский ботинок интересного светло-зеленого цвета. Очень хорошо сделан, и там есть золотой штамп, даже имя – L. Bertchiantz. Это единственный экземпляр из Баку. Коллекция этнической обуви у нас вообще не очень большая, – говорит Назим. – Хотя есть яркие образцы из Средней Азии, интересные афганские вещи, из Пакистана, Индии... С этнической обувью всегда большие трудности в датировке и атрибуции: ведь она была примерно одинаковой по всему Кавказу. Ну, могла немного различаться в зависимости от региона, но в целом очень похожа. И датировка всегда усложняется тем, что пара может быть сделана 100 лет назад, а может 300 лет назад – технология примерно одинаковая. Но область эта, безусловно, интересная».

Коллекционер заворачивает свои сокровища в микалентную бумагу и складывает в коробки, строго следя за тем, чтобы на них не падал солнечный свет (солнце – самый большой враг старинных вещей). Когда-нибудь, надеется Назим, он развернет некоторые из них в Баку и покажет свою коллекцию на выставке – и бакинцы тоже смогут увидеть расписные каблуки, позвякивающие бисером при слабом движении музейного воздуха платья и редкости вроде обувных крючков. И конечно, светло-зеленый викторианский ботинок.

Фото: Дмитрий Терновой
Фото: Дмитрий Терновой
Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»