Слово главного редактора: вечные ценности

Традиция обычно воспринимается как наследие наших предков. Мы бережно храним ее и передаем потомкам. И каждое поколение вносит свою лепту в ее обогащение. Без нашего творческого соучастия традиция не может сохранять свою внутреннюю мощь. Именно в этой постоянной подпитке энергией новых поколений и кроется ее сила.

Нередко в обществе возникает некий бунт против традиций, желание низвергнуть всё и вся. Ярким примером этого является авангард, призывавший в свое время уничтожить все художественное наследие как заведомо мертвое искусство. Но и отрицание в конечном итоге приводит к возникновению новой традиции.

Мы храним традиции. И создаем новые. Дни азербайджанской культуры в Каннах, уникальные павильоны Азербайджана на ЭКСПО, Азербайджанский городок в Париже – все это прекрасные образцы того, как могут рождаться новые традиции. Их ценность еще и в том, что мы вызываем интерес к нашему историческому и культурному наследию со стороны других народов. Огромная армия друзей Азербайджана, разделяющая наше восхищение музыкой, живописью и культурой нашей страны, высоко оценивает эти новые инициативы.

На многих мероприятиях, проводимых Фондом Гейдара Алиева, я неоднократно была свидетелем того, как формируются новые связи между представителями разных народов, пробуждая в сердцах самые высокие чувства. Это не просто толерантность, а фундамент той этики глобализации, без которой невозможен завтрашний день. И хотя говорят порой, что дружба народов – лишь идеологический штамп советской эпохи, сегодня становится ясно: это, возможно, единственный шанс обеспечить нам всем будущее.

У каждой традиции есть свои символы и ритуалы. Давно уже нет Советского Союза, но советская символика продолжает жить своей особенной жизнью, обретая все новых поклонников. Очевидно, что сила таланта неординарных людей, создавших ее, и сегодня вовлекает нас в орбиту своего воздействия. Достаточно вспомнить такой символ советской эпохи, как ВДНХ. Павильон Азербайджана на ВДНХ когда-то называли восточной сказкой. В нем был неповторимый сплав архитектурных традиций и новаторства. Это здание стало одним из первых символов советского Азербайджана.

Отрадно, что реконструкция ВДНХ вновь возвращает нам этот павильон – уже как один из символов независимого Азербайджана. Подобно тому как Эйфелева башня смогла из временного сооружения Всемирной выставки стать символом Парижа, так и ВДНХ способствовала созданию таких знаковых шедевров, как памятник «Рабочий и колхозница», фонтан «Дружба народов» и другие. Яркие, фантастические идеи, материализованные на этой выставке, и сегодня способны не просто поражать воображение, а возвращать нас к таким безусловным ценностям, как дружба народов.

separator-icon
Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»